Мусульмане-популисты после того, как довели казахскую культуру до состояния полусмерти, внедрили новые правила, противоречащие этике. Одно из них — открыто спрашивать о вере и покорности Богу.
Об этом пишет портал Abai.kz, ссылаясь на Санжара Керимбая.
— За последнее 15 лет самым распространенным вопросом стал: «Вы читаете намаз?» — пишет Керимбай. — Он как эпидемия распространился настолько, что мусульмане-популисты задают его со всех трибун любому человеку.
Автор вспоминает: в 2004 году, когда писатель Мухтар Магауин проводил творческую встречу, студенты не постеснялись спросить, читает ли он намаз. Журналисты, тоже не стесняясь, начали задавать этот вопрос даже в эфире на телевидении.
«В цивилизованном обществе не этично спрашивать о вере. Это тайна между Богом и человеком, интимное
Еще в средние века Маулана Руми говорил: «Отношения между Богом и человеком должны быть подобны взаимоотношениям мужчины и женщины».
Санжар Каримбай объясняет это с точки зрения экзистенциальной психологии. Открытое обсуждение религиозных убеждений противоречит природе человека. В науке это называется «религиозная застенчивость».
Чтение «лекций» имамами на похоронах становится тенденцией — Обзор казСМИ
«Религиозная застенчивость — подсознательный психический механизм, который не разрешает открыто говорить о вере. Это дается нам Богом. Религиозная вера, как любовь и смерть, относится к вопросам интимным и очень личным. Любой человек стесняется говорить о своей любви и не любит, когда в это вмешиваются другие. То же самое касается веры и покорности», — пишет он.
Автор приводит примеры из повседневной жизни, ведь сейчас разговоры о религии стали обыденностью.
— «Друг отрастил бороду. Приятель ходит в укороченных штанах. Брат в этом году десятый раз едет в хадж.
«В этом году тоже буду держать оразу»… Эти слова уже звучат как рекламные слоганы,
— сетует автор. — На самом деле вера истинного верующего никак не должна проявляться в обществе.
Люди сразу определяют добросовестных верующих людей не по словам, а по поступкам
Санжар Керимбай рассказывает, что с начала 2000-х в продвижении своих идей мусульмане все чаще обращаются за помощью к звездам эстрады. На страницах глянцевых журналов начали появляться фото звезд в хиджабах или за молитвой. Знаменитости наперегонки выставляют фотографии то в мечети, то рядом с Каабой. Были и такие, кто делал снимки зарезанного жертвенного животного.
«Люди на тоях, произнося тост, открыто говорят, что не пропускают пятикратный намаз, пятничный намаз, держат оразу.
Появилась «культура» прощания со словами «До встречи в раю»,
— пишет он.
По словам автора, это не просто самолюбование, а крайняя его форма. Люди начали рекламировать свою веру. Они обнажили чувство, которое является одним из самых интимных. Его всегда советовали держать в секрете и беречь от обсуждения, а они наоборот, позволили лезть в свою веру кому попало.
Из-за этого мусульмане идут по пути духовной деградации,
— считает автор.