«Советская власть четыре года после революции не вмешивались в местный феодальный уклад» — удивлялись иностранные журналисты, изучавшие историю Казахстана.
Продолжение статьи под заголовком «Советская Центральная Азия», которая была опубликована в 1942 году в журнале Pacific Affairs. Автор — американский радиоведущий, аналитик-советолог Вилльям Маркс Манделл.
Самое удивительное, что Советы четыре года после революции не вмешивались в местный феодальный уклад. Точнее, они не пытались изменить систему распределения земли и воды.
Такое положение дел оставалось неизменным первые два года, когда власть в регионе принадлежала местным коммунистам. Ситуация не менялась и вторые два года — даже после визита в Ташкент в 1919 году легендарных лидеров революции – Лазаря Кагановича, члена Всероссийского военно-революционного комитета, выдающегося военачальника Михаила Фрунзе и Валериана Куйбышева.
https://365info.kz/2019/07/strany-tsentralnoj-azii-v-sssr-glazami-zapadnyh-zhurnalistov
Причина в том, что власть беев и мулл осталась по-прежнему сильной. Сама идея отобрать земли у бея, или, еще хуже, у мечети, была совершенно чужда коренным жителям. Это представлялось таким же аморальным действием, как и то, что в свое время предпринимала царская администрация. При этом характер местной жизни был не просто феодальным, он был патриархальным. То есть беи, беки и муллы для коренного населения были своими – выходцами из тех же кланов, родов и племен. Поэтому в первую очередь большевикам надлежало провести подготовительную работу в области демократии.
С другой стороны, развеялись как дым надежды националистической буржуазии, владельцев крупных земельных наделов и хлопкоперерабатывающих заводов. Они рассчитывали на ничем не ограниченное развитие капитализма, за который многие из них были готовы драться с оружием в руках.
Эти элитарии, образованные и осведомленные о событиях в европейской части России, а также о планах большевиков строить социализм, создали банды. Басмачи терроризировали регион до 1931 года, при этом до 1921 г. контролируя значительные территории.
Но те из них, кто осознал бесполезность открытого противостояния, предпочли формально перейти на сторону новой власти. Их целью была организация сопротивления изнутри системы. Они продержались до 1936-1938 годов, прежде чем были раскрыты и окончательно вычищены из рядов большевиков.
В Казахстан Советы пришли более-менее просто. Близость к центрам противостоящих сил – красной и белой, заставила казахов сделать свой выбор.
Коррупция и колониализм – Центральная Азия глазами иностранцев. Часть 1
Они присоединились к отрядам повстанцев, воевавших против белого генерала Колчака. А требованиями к своей национальной буржуазии, старшинам кланов и родов вынудили последних уйти под крыло белых.
Так в казахской степи четко обозначились линии противостояния. И также, как на вспаханных землях Центральной Азии, в Казахстане большевики некоторое время не трогали сложившийся веками уклад.
Даже после своей окончательной победы Советы некоторое время не преследовали участников и лидеров националистического движения.
Последним оплотом феодализма в регионе были так называемые «коренные государства», то есть Хивинский и Бухарский эмираты.
Они продержались дольше других формирований в Центральной Азии в силу своих особых статусов «коренных государств», оставшихся после царской империи. Будучи таковыми, они менее всех в регионе страдали от различных вмешательств в свою экономику и жизнь со стороны царской администрации.
В данном отдельном случае политика большевиков, построенная на невмешательстве, дала свои плоды. Появилась группа националистов-интеллектуалов «Молодые хивинцы».
Изучив опыт 1918-1919 годов, они сделали вывод, что абсолютная независимость есть фикция. Соответственно, уклонение от сотрудничества с большевиками приведет к тому, что Хиву снесут белые или иностранные интервенты, или обе силы. «Молодые хивинцы» стали называть себя большевиками, проводниками демократии и самоопределения в той форме, в какой она тогда насаждалась в регионе.
Но на самом деле они хотели, чтобы после свержения феодализма политика большевиков остановилась и не трогала частное предпринимательство
Хивинские большевики успешно сплотили местное население против Хана Туркмен, который ранее завоевал Хивинский эмират, свергнув Хивинского коренного эмира. Они организовали восстание против Хана, заставили его отступить и создали свое революционное правительство с центром в Хорезме.
Последним был Бухарский эмират, из которого после неудачной попытки свергнуть своего эмира в Ташкент к большевикам бежали местные националистические интеллектуалы.
При поддержке Ташкентского Реввоенсовета они подняли беднейшие слои населения Бухары против эмира. К этому времени в соседних регионах уже имелись многочисленные свидетельства пользы от правления большевиков. Жизнь крестьян улучшилась, представители коренного населения занимали ответственные посты в госаппарате. К концу августа 1920 г. в эмирате вспыхнула серия восстаний, эмир был свергнут. Но сам город сопротивлялся яростно и был взят только при поддержке Красной армии.
Новые государственные формирования с центрами в Хорезме и Бухаре были уникальными явлениями системы. Они объявили себя советскими, но не социалистическими республиками. В обоих случаях местные правительства красной власти – Советы народных комиссаров, полностью были укомплектованы представителями местного коренного населения. Им предоставлялась полная независимость в вопросах внутренней политики. 4 марта 1921 г. РСФСР и Бухарская советская республика подписали соглашение. Согласно этому документу, Россия признала полную независимость Бухары и ее право не самоуправление.
Несоциалистический строй Бухары стал очевиден с самых первых политических и экономических мер правительства. Конечно, новая власть лишила прав голосовать богатейших людей, духовенство и чиновников администрации эмира, конфисковала их имущество и отменила старые налоги.
Чтобы контролировать торгово-посредническую деятельность и ввоз иностранного товара, местное правительство установило госмонополию на закуп и продажу сельхозпродукции и наладило поставки в Россию. Представители свергнутых классов вели тайную подрывную деятельность, сопротивляясь каждому начинанию новой власти. Они массово вступали в партию большевиков и проникали на ответственные посты в правительственных органах, причем делали это успешно.
Вместе с этим в 1921-1922 годах басмачи получили новую волну пополнения своих рядов из числа тех, кто боялся репрессий новой власти. Руководил ими авантюрист Энвер-паша, который добился временной консолидации антисоветских сил под лозунгом строительства отдельного панисламского государства. Он умело играл на настроениях коренного населения, страдавшего от царизма в прошлом и от многочисленных упущений и ошибок новой власти в настоящем.
Тем не менее к 1921 г., то есть тогда, когда Энвер-паша сделал свою заявку на установление власти в регионе, правительство СССР активизировалось. Оно решило, что уже снискало достаточную поддержку казахов и кыргызов. Эти народы к тому времени больше других народов Туркестана находились под властью большевиков. И Советы решили наконец начать реформирование землеустройства — по существу, уничтожение феодализма.
Земли беев и мечетей были разделены между беднейшими дехканами. Там, где действиями царской администрации земля была отдана русским кулакам, большевики ее конфисковали и вернули прежним владельцам из коренных. Хотя Бухара, Хорезм и даже Туркестан не были вполне готовы к таким переменам, эта мера нанесла страшный удар по планам Энвер-паши. Поскольку теперь линии между основной массой трудового населения и пригоршней беев и мулл были очерчены физически.
Тем временем новая власть энергично меняла Бухару с ее социальной и экономической жизнью. В 1922 г. партия провела чистку рядов от представителей правящих классов или их агентуры. Также были предприняты меры по увеличению торгового оборота и площадей пахотной земли. Ведь эти два показателя в годы гражданской войны сократились на две трети. Также большевики создали новый государственный аппарат, восстановили ирригационные каналы, дороги и прочие коммуникации и инфраструктуру.
В 1923 году Бухара направляла 25% своих доходов в сферу образования, коренным образом прорвав пелену вековой массовой необразованности. Во исполнение условий договора от 1921 г. РСФР отправила в Бухару больше 150 врачей и 154 медсестер.
Коррупция и колониализм – Центральная Азия глазами иностранцев. Часть 2
К 1923 г. профсоюзы, о которых раньше никто не знал, собрали в своих рядах 12 тысяч человек. Они создали Союз дехкан, убедив простой люд, что цели и задачи новой власти и новой формы объединения совсем другие, чем у богатых классов. В результате такой политики басмачи, рассчитывавшие на поддержку или нейтралитет местного коренного населения, стали объектами преследования и порицания со стороны этого же населения.
К 1924 г. большевики удвоили площадь земель под хлопок, так как в годы гражданской войны, когда связь с Россией была нарушена, некоторая часть земель стала засеиваться хлебом.
С улучшением экономики параллельно развивалось и образование. Росло вовлечение коренного населения в процессы управления и общественную жизнь. Это вело к росту национального самосознания. Ранее коренное население требовало положить конец российскому доминированию. Теперь же каждый народ требовал свое национальное государство.
Существующие границы основывались на естественным образом разграниченных территорий с учетом прошлых завоеваний и произвольного перераспределения подчиненности еще при царской администрации.
В 1923 г. состоялись отдельные съезды депутатов кыргызского, казахского и туркменского народов. На них собрались представители республик, где этнически доминировали узбеки. Эти съезды, а также аналогичные мероприятия в Туркестане стали четким посланием о желании каждого народа Центральной Азии иметь свою национальную республику.
Проблема была решена в 1924 году, когда был применен принцип 1917 года — каждый народ сам определит границы. Делимитация территорий стала возможна благодаря экономическому и социальному прогрессу в Бухаре и Хорезме. Свою роль сыграл и рост самосознания народов, избравших социалистический путь развития. Они-то и подготовили почву для вхождения в новое государственное формирование – СССР.
Всебухарский съезд 1924 года объявил республику социалистической и пошел далее. Основные территории проживания узбеков унифицировали с землями узбеков Туркестана в единую Узбекскую Советскую Социалистическую Республику (ССР). Это вызвало цепную реакцию – памирские горные районы, населенные в основном таджиками, объединились в Таджикскую автономию. Она вошла в состав Узбекской ССР. Позже автономия объединилась с Закаспийской областью. В результате появилась Туркменская ССР.
Таким образом с карты мира исчезли многонациональные коренные государства Бухары и Хорезма. Вместо них появились Узбекская и Туркменская ССР, а также Автономная Туркестанская Республика.
Два года спустя Туркестан был разбит на Казахскую и Киргизскую Автономные республики.
В 1931 году таджики, составлявшие автономию в составе Узбекской ССР, были выведены из состава этой республики в отдельную Советскую Социалистическую Республику. Она стала седьмой союзной республикой СССР.
В 1936 году Казахская и Кыргызская автономии были трансформированы в отдельные ССР. К этому времени кочевые народы казахов и кыргызов привели к оседлому образу жизни.
Вплоть до создания республик новой власти не удавалось окончательно отдалить декхан от беев. Феодальные вожди кланов подогревали межнациональную вражду и ненависть. В этом направлении работали и националистические интеллектуалы. Делимитация границ между народами обеспечила поддержку населения действиям правительства в Москве. Эти меры позволили народам заняться своими делами. Другими словами, обратить внимание на свой богатый внутренний мир, а не на отношения с соседями.
В новых обстоятельствах на авансцену вышел «Кошчи» — союз дехкан. Появившись в 1919 году в Туркестане, это движение постепенно охватило весь регион Центральной Азии.
Его организаторы сыграли на настроениях сельской бедноты. Они сплотили дехкан против владельцев больших пахотных территорий. При этом речь шла не о перераспределении прав собственности. Это были более долгосрочные планы. Бедноту больше убеждали в том, что землевладельцы намеренно не допускают вспахивания и засеивания земель.
Союз дехкан также выступал за национальное равенство. Таким образом, в конечном итоге он способствовал созданию новых национальных социалистических государств. Позже встал вопрос кадрового наполнения органов, курирующих сельское хозяйство. И на соответствующие посты были продвинуты представители «Кошчи». Это подняло их престиж в глазах местного населения.
Теперь, когда внимание людей было освобождено от пережитков прошлого в виде дрязг с соседними народами, компартия, правительство и «Кошчи» решили, что пришло время окончательно решить вопрос со свержением феодализма в экономике. В других сферах жизни к этому времени уже уверенно главенствовала советская власть.
Один из американцев, лично наблюдавший за процессом установления социализма в центрально-азиатском сельском хозяйстве сказал:
«…Первый шаг – это объединение в союз работников и арендаторов (т. е. Кошчи.) Потом в массах ведется пропаганда советского земельного законодательства, разъяснительная работа. Народу сообщается, что власть хочет, чтобы землей владели те, кто на ней непосредственно трудится. Когда партия считает, что народ достаточно осмелел и собрался в единый кулак, наступает юридическая экспроприация…»
Ее результат зависел от силы дехкан на местах. Никаких записей, устанавливающих границы между наделами и участками, не велось. Поэтому владельцы всегда могли отбиться — или при помощи басмачей, если таковые были рядом, или отомстив дехканам позже – после того, как большевики уходили в новые места для экспроприации.
Национализация земли началась в 1925 году в Ташкенте, Самарканде и Фергане. Завершилась она в 1929 году в Таджикистане, на границе с Афганистаном.
Реформа землевладения была столь же кровавой, сколь мирным был процесс создания новых социалистических республик. Эта же реформа вызвала коренные изменения всей жизни народов этой части мира. Национализация земли сопровождалась появлением четко очерченной политической жизни самих дехкан.
Они осознали, что земля на самом деле принадлежит им. Более того, факт исторического отсутствия официального регистра земли стал аргументом в их же пользу. Экономические изменения привели к пересмотру отношения к религии и быту. Впервые в истории женщины открыли лица.
Эмансипация женщин стала первым настоящим ударом по старой жизни в Центральной Азии. Подчинение женщины в старом обществе было не только социально-моральным, но и экономическим. Они работали с шелком, но конечную продукцию всегда продавали мужчины, оставляя выручку от продаж себе.
Большевики на полную катушку раскрутили развитие хлопкового хозяйства. Хлопок они покупали напрямую у женщин, производивших это сырье. Таким образом был подрублен сам корень местной системы отношений. Ведь женщинам показали дорогу к экономической независимости от рабства мужей.
Прогресс, последовавший после переустройства земли, был удивительно быстрым. Когда в 1930-31 годах началась коллективизация, ЦА прошла ее одновременно с другими частями СССР. Как и везде, население оценило преимущества машинного сельского хозяйства. Но финансово доступно оно было только группам трудящихся. К тому же политика правительства строилась на оказании любого содействия тем, кто трудился на земле коллективно. Кроме того, группы трудящихся имели льготы в налогообложении. Поэтому появление колхозов в ЦА для Советов не стало проблемой.
Тем временем советское правительство проталкивало другой проект. Без него, как считал Сталин, достижение настоящего, а не формального равенства в регионе оставалось фикцией.
Правительство СССР направляло колоссальные финансовые потоки в новые образования. Деньги шли на развитие промышленности. Это позволило производить столько же продукта для населения, сколько производилось в европейской части России.
Там, где царское правительство слепо отказывалось давать разрешение на строительство хлопкоперерабатывающих и текстильных фабрик, способных конкурировать с московскими, советское правительство поступало с точностью до наоборот. За счет индустриализации Советами была создана новая прослойка общества — класс наемных рабочих. Это были группы людей, принимающих политику партии и правительства. У советского правительства появилась возможность воспитывать преданных выдвиженцев на ответственные посты.
Успех большевиков в Азии ярче всего проявился в идущей войне (1941-1945 гг. — прим. ред.). Москва сегодня стоит и сражается благодаря героизму дивизии генерала Панфилова, сформированной из представителей народов Центральной Азии. Тех, кто в 1916 году с оружием в руках сопротивлялся призыву царя, в 1941 пошли за Москву на смерть.
28 человек держали шоссе с гранатами и бутылками с коктейлем Молотова. Они уничтожили 56 танков и не дали германцам прорваться в Москву. Они погибли все, но Москва — символ их новой жизни — устояла. По Волоколамскому шоссе в столицу СССР никто не зашел. Как и по другим дорогам.
Вилльям Маркс Манделл. Нью-Йорк, 1942 г.