Чтобы понять настоящее, важно изучать прошлое. И особенно полезно смотреть на него глазами посторонних — например, иностранных журналистов, которые писали о Центральной Азии в прошлом веке без цензуры.
Продолжение статьи под заголовком «Советская Центральная Азия», которая была опубликована в 1942 году в журнале Pacific Affairs. Автор — американский радиоведущий, аналитик-советолог Вилльям Маркс Манделл.
Перевод дословный, местами сокращенный.
Более важной, чем политика колонизации, была экономическая политика на территориях оседлого сельского хозяйства. На этих землях с ирригационной системой хлопок выращивался с незапамятных времен.
Российский правящий режим настолько был одержим идеей установления контроля над этим сырьем, что построил отдельную железную дорогу. Она начиналась от Каспия и строилась практически такими же темпами, какими продвигались русские войска в регионе.
Коррупция и колониализм – Центральная Азия глазами иностранцев. Часть 1
Стоимость перевалки на Каспии, а также растущий спрос на хлопок привели к тому, что в первой декаде 20-го века была построена прямая железная дорога через степь. От Оренбурга (Чкалов) на Южном Урале до пересечения с Закаспийской ж/д.
До завоевания хлопок был частью местной культуры и ремесел. Ткани производились на месте, как это делают в Индии. После завоевания дешевые ткани, поставляемые на промышленной основе, завалили местные рынки и вытеснили местные. Это заставило хлопководов искать расположения России.
Россия предоставила крестьянам кредиты под 4% в месяц и более. Местные крестьяне были вынуждены заниматься выращиванием хлопка. Им нужны были наличные деньги, которые исчезли с разрушением местной ремесленной экономики. Она погибла под ударами массово ввозимой мануфактуры, а также под давлением своих же беев.
Изначальные попытки русской администрации установить в регионе систему плантационной сельскохозяйственной экономики провалились. Тогда она привлекла на свою сторону крупных землевладельцев.
Те сдавали мелкие участки земли бедным дехканам или закупали у них хлопок. Кроме того, они построили и стали владеть хлопкоочистительными фабриками.
Экономика быстро перестроилась с самодостаточности в пищевых продуктах до подчинения только одной культуре
Земли под американские сорта хлопка выросли с 750 акров в 1884 г. до 160 000 в 1890. Однако отношения беев и дехкан оставались неизменными.
Фактически они даже укрепились. Так как независимые дехкане быстро теряли свои земли в условиях существующей кредитной политики. Им пришлось стать издольщиками-земледельцами.
Как и на юге США, издольное земледелие и кредитная политика в отношении безграмотного крестьянства привели к обнищанию населения. Потому что до них доходило крайне мало наличных денег. Тем не менее система в Центральной Азии была более стабильной и более логически завершенной. Потому что большая часть издольщиков были не рабами и не полностью лишены земли. В целом за ними сохранялись права на участки, где стояли их дома и хозпостройки.
Поэтому они чувствовали себя собственниками. На это наслаивались религиозная верность и феодальные обязательства. А также тот факт, что работали они на своих соплеменников и в традиционной форме. Все это создало прочную стену традиционализма, сломать которую было практически невозможно.
Запредельное обнищание местного коренного населения стало причиной роста недовольства. Узбеки устраивали малые бунты в 1885, 1892, 1893 и 1898 годах. В 1904 году русские железнодорожные рабочие организовали первые революционные группы с четкими целями и задачами. В 1905 на общеузбекскую стачку вышли русские и местные рабочие.
Но настоящие умонастроения масс проявились только во время Первой мировой войны. Несмотря на колоссальное количество населения, Россия страдала от недостатка солдат и тыловых рабочих. Эта ситуация осложнялась гигантскими потерями личного состава на фронтах. В июне 1916 года царь был вынужден выпустить указ о привлечении населения Центральной Азии к работам в тылу действующей армии. Регион должен был отправить в армию 250 тысяч человек.
Сама попытка мобилизации местного населения на службу ненавистного царя подлила масла в огонь. Демонстрируя полное пренебрежение к законным элементарным правам и нуждам этих людей, царская администрация объявила мобилизацию в самый разгар урожайного сезона.
Центральная Азия заполыхала. Не имея единой организации и плана действий, но настроенное не покидать родные края ради службы на завоевателя, местное коренное население, оседлое и кочевое, городское и сельское, взялось за оружие, чтобы отбить своих соплеменников от призыва. Бунт начался в июле и завершился в ноябре 1916 года жестким подавлением. В результате царского террора в Синьцзян ушли примерно 1 миллион кочевых кыргызов и казахов. Из запланированных 250 царь собрал только 120 тысяч человек.
В истории 20-го века восстание народов Центральной Азии против призыва в армию занимает особое место. К сожалению, не признанное.
В структуре свергнутой через год российской монархии это была первая трещина
Тот факт, что практически 8 из 11 миллионов населения в той или иной форме принимали участие в создании этой структурной бреши, обозначил вхождение в политическую жизнь большой массы ранее отсталого населения.
Восстание предопределило настроенность местных народов в пользу большевиков, когда встал выбор между красными и белыми, боровшимися за восстановление монархии.
Еще оно предопределило характер политической проблематики, с которой впоследствии пришлось работать большевикам в регионе, так как ее корень был в пробудившемся сознании масс. Хотя оно и зародилось в борьбе против колониализма и гнета царизма.
Политика Временного правительства, существовавшего с марта по ноябрь 1917 года по вопросам завершения войны, передачи прав на землю крестьянам и голода в городах в массах была непопулярна. Колониальная политика Временного правительства в сравнении с царской была бесформенной и неадекватной.
Наиболее ярко она проявила себя в отношении Бухарского эмирата. Тогда Временное правительство разрешило царскому советнику при дворе Эмира Миллеру сохранить свое положение. Временщики успокоились на том, что выслали в эмират почтовое сообщение с воззванием к Миллеру и автократу Эмиру срочно начать демократические реформы.
В Кыргызстане продолжался захват земли, скота и имущества коренного населения.
Новые правительства Туркестана и Степного края были коктейлем из чиновников царской администрации, торговцев — как коренных, так и из числа переселенцев, зажиточных русских крестьян и старейшин коренного населения
Ни русские железнодорожные рабочие, которые хотели социалистического режима, ни солдаты в гарнизонах, страдавшие от голода, ни бедные крестьяне и новые переселенцы не были довольны сменой власти. Ведь на место удаленного угнетателя пришел близкий. Что касается местного населения, политика новой власти отличалась от старой только тем, что при ее реализации использовался более мягкий язык.
С падением царского режима и параллельно с формированием местных органов Временного правительства большевики установили контроль в некоторых железнодорожных городах Русского Туркестана.
Центральная Азия, со времен восстания 1916 года жаждавшая падения царизма, ждала захвата власти большевиками. 12 сентября 1917 года Ташкентский Совет объявил себя единственным законным органом власти в регионе. То есть за два месяца до революции в столице империи.
Войска Временного правительства подавили это явление, но большевики в течение недели после установления ленинского правительства в Петрограде восстановили свою власть в Ташкенте.
Четыре дня в Ташкенте шли ожесточенные бои, но исход боя решила поддержка кыргызов и узбеков из Старого Ташкента и близлежащих кишлаков. Тем не менее эмираты Хивы и Бухары продолжали существовать еще три года. В Казахстане действовало свое националистическое правительство, которое потом было уничтожено.
Большевики нанесли два удара по национальным государственным образованиям. В Центральной Азии не было политической партии или группировки, которая бы сделала хоть какие-то попытки распространить свою идеологию. 19 из 20 человек были неграмотны, а 20-й был представителем эксплуататорских классов. В то время как русские рабочие не знали местных языков.
Советы появились в Ташкенте, вокруг него и в Ферганской долине, где в железнодорожных депо работали русские рабочие. Здесь влияние капитализма на городскую жизнь и хлопководство было выражено особенно ярко. В этих местах большевики устранили самые вопиющие пороки, язвы и упущения царского режима. Ввели некоторые демократические процессы и решили элементарные экономические нужды и потребности простого люда. Таким образом они обеспечили себе поддержку на многие годы лишений и неопределенности.
За общественную популярность в Центральной Азии боролись три игрока — большевики, феодальные реакционеры и национальная буржуазия. Главной ударной силой большевиков была политика равенства всех национальностей. Феодалы опирались на религию и традиции. Буржуазные националисты ненавидели все русское.
Тем не менее последние две группы в своих рядах имели некоторое количество русских военных. Тех, кто был за восстановление власти царя. Постепенно они объединились для того, чтобы противостоять большевикам.
Разработка и реализация национальной политики большевиков неразрывно связаны с персоной Иосифа Виссарионовича Сталина. Он сам – выходец из одного из угнетенных народов России. Более того, из региона, имеющего один из самых сложных спектров различных религий и этнических групп – Кавказа.
Начиная с 1912 года, Сталин стал признанным большевистским авторитетом. Более того, главным разработчиком политики в отношении национальных меньшинств империи. Эта политика в первую очередь определяется как средство наделения народов России правом на самоопределение. Далее это положение было конкретизировано правом на выход из состава России.
Иосиф Сталин вошел в состав советского кабинета министров в качестве Народного комиссара по делам национальностей. И первым его документом стала «Декларация о правах народов России». Он увидел свет всего через неделю после формирования нового правительства империи.
История установления советской власти в Центральной Азии может быть резюмирована как суровый контраст. Настолько огромна разница между текстовкой Декларации, и тем, как устанавливалась эта власть.
Через три года после начала советизации региона Сталин написал в газете «Правда»:
«… Чтобы скрепить союз народов, в первую очередь надо положить конец отстранению и отчуждению пограничных регионов. Положить конец их скатыванию в патриархальный образ жизни и к уровню отсутствия культуры. Также искоренить недоверие к центру, который воспринимается в пограничных регионах как наследие жестокой политики царизма…
Мы должны доказать коренному населению, что мы, Центральная пролетарская Россия, защищаем их и только их интересы.
Необходимо отменить все привилегии русских колонистов. Мы должны дать массам ощутить материальные выгоды от революции…
Такое должно доказываться не только репрессивными мерами в отношении колонистов и буржуазных националистов, а еще хорошо продуманной экономической политикой…
Коммунисты на местах должны создать всеобщее образование, чтобы положить конец безграмотности народа. Установить более тесные духовные связи между центром России и пограничными регионами.
Мы должны создать местные национальные школы, национальные театры, национальные образовательные учреждения. Должны повышать культурный уровень населения пограничных регионов…
В состав местных органов – судов, администрации, экономических органов, а также органов партии — должно везде, где возможно, набирать кадры из коренного населения. Они знают обычаи, традиции, жизнь и языки коренного населения. Самые лучшие представители коренных народов должны быть поставлены на участие в этих органах…»
На фоне экономической, политической и социальной отсталости, а в некоторых случаях даже в условиях дофеодальных и патриархальных реалий, осложненных гражданской войной и иностранной интервенцией, недоверием некоторой части коренного населения, а также великорусским шовинизмом, демонстрируемым некоторыми представителями советских властей, равно как и полным отсутствием знаний местных языков, особенностей культур и уклада коренных народов, этими представителями проявляемых, национальная политика большевиков воплощалась через борьбу.
Тем не менее в этой борьбе победили Советы. Большевики победили, потому что твердо следовали принципам, заложенными Сталиным.
Продолжение следует