Эксперты считают, что для этого нужны существенные изменения в законах.
На днях Общественный совет Алматы подготовил промежуточный вариант закона о мирных собраниях. Его отправили в НСОД и пообещали тщательно заняться дальнейшим продвижением.
Мирные митинги с самой разной повесткой уже проходили неоднократно. В Шымкенте накануне суд признал незаконным запрет акимата на проведение акции. Само мероприятие должно было состояться еще в августе. Тематикой, кстати, была как раз свобода мирных собраний.
Не могут ли эти события знаменовать новый, более либеральный подход в вопросах внутренней политики? О возможности такового уже говорили и масс-медиа, и отдельные эксперты.
Политолог Замир Каражанов считает, что либеральные реформы уже жизненно необходимы.
Даже в экономике проблемы с излишней зарегулированностью законодательства — и как раз в политической сфере
— Например, лоббирование, которое у нас сейчас проходит в достаточно закрытом режиме.
Зачастую общество узнает об уже принятых законах задним числом
Когда выясняется, что эти законы нарушают интересы большого количества населения, — сказал он.
https://365info.kz/2018/03/otnoshenie-k-vlasti-ot-devalvatsij-ne-zavisit-sotsiologi
Каражанов также считает, что реформы нужны и в том числе, чтобы «поднять эффективность принимаемых на правительственном уровне решений». В общем, это необходимое условия для дальнейшего развития республики.
И в первую очередь требуется пересмотреть всю законодательную базу
Однако пока говорить об этом не приходится. По крайней мере, центральная власть не особенно торопится.
Митинги учат: власти нужно расширять поле для диалога – эксперт
— Например, до сих пор не пересмотрели законодательство в части митингов. Хотя местные власти стали немного помягче и терпимее. Но должны появиться именно законы, а их я не вижу. Речь идет о гарантиях, а не заявлениях и декларациях. А кроме заявлений пока ничего нет, — сказал Каражанов.
Реформирование не должно ограничиться митингами и прочим в том же духе. Политолог отметил, что партийная система Казахстана тоже не развивается.
— В парламенте всего три партии, и далеко не все руководствуются интересами населения. И работа далека от эффективной, — сказал он.
Слабая конкуренция на партийном поле привела к деградации. Хотя в партии власти в последнее время начались некие подвижки. Ранее и тут
вся работа сводились к мобилизации населения в электоральный период и «спячке» по окончании оного
Также эксперт высказался об отношении к масс-медиа.
— Закон о СМИ – отдельное направление, которое необходимо пересматривать. У нас слишком большие ограничения для работы журналистов.
Если мы хотим получить сильные СМИ, государство должно защищать журналистов и их права,
— считает Каражанов.
То есть для поступательного развития страны необходимы изменения в общественно-политической жизни. Но будут ли их проводить – пока непонятно. Причем сама возможность их проведения зависит как от правящих кругов, так и от общества. Насколько готова к переменам элита и насколько готово требовать изменений общество.
— Но ни там, ни тут я пока не вижу решительных шагов. Декларации и заявления есть, но не больше, — сказал эксперт.
Политолог Максим Казначеев тоже считает, что говорить о либерализации рано.
— Пока предпринимаются определенные политтехнологические шаги. Самими обещаниями либерализации стараются снизить градус протестных настроений,
— сказал он.
Эксперт отметил, что массовые акции начали устраивать уже несколько лет (примерно с антикитайских выступлений 2016 года), сознавая, что за это полагается ответственность и будучи готовыми к наказанию. И теперь власть просто вынуждена пойти на некие послабления.
— Получилась парадоксальная ситуация, когда конкретно в части митингов власть оказалась вынуждена проводить либерализацию явочным порядком. Потому что иначе останется только применять силовые методы, — сказал он.
При этом политолог подчеркнул, что
для политической борьбы митинги практически бесполезны и не имеют никакого эффекта
Но зато они вполне подходят для создания определенного информационного поля.
Если же говорить о стачках и забастовках, это уже результаты конфликтов — либо социальных, либо трудовых. И если требования бастующих не вышли в политическую плоскость, то и особой угрозы тоже нет.
Наоборот, государство здесь может даже выступить арбитром и «заработать очки»
— С точки зрения выстраивания имиджа социально-трудовые конфликты даже более продуктивны. На них можно сильно провалиться, но можно и хорошо «взлететь» в политическом плане. А на политически заряженных митингах выступить арбитром уже не получится, — сказал он.
При этом к дальнейшей возможности либерализации Казначеев относится скептически. Гораздо более правдоподобно выглядит развитие ситуации «как в Узбекистане». После кончины Ислама Каримова там тоже начинались определенные послабления. Но они закончились, когда Мирзиёев сформировал новую вертикаль власти.
— Пока у нас благоприятный период. Думаю, он продлится до подведения итогов парламентских выборов. Неважно, досрочных или состоявшихся в установленные сроки. Потом, когда будет выиграно время и сформированы новые команды, все вернется на старые позиции, — сказал Казначеев.