Президент Токаев призвал чиновников «слушать» граждан, быть предельно открытыми и вовремя реагировать на поступающие запросы. Но получится ли это у чиновников старого образца?
Серик Бейсембаев, специалист Института мировой экономики и политики, считает, что учет общественного мнения станет одним из ключевых факторов нового политического сезона. Если этому не воспротивится система.
В целом такая риторика призвана перенастроить машину госуправления на новые рельсы. Верховная власть реагирует на растущий запрос со стороны граждан на участие в политических процессах.
Прошедшие за последние месяцы
митинги показали, что усиливается гражданская активность и необходимо максимально расширять поле для диалога
между властью и избирателями.
В нынешней ситуации видно, что готовность к диалогу у госорганов разная. Во многом
открытость того или иного ведомства зависит от личностного фактора его руководства
Поэтому нужны новые механизмы, обеспечивающие обратную связь с гражданами на системной основе.
В этом контексте интересно выглядит инициатива по оценке деятельности местных органов власти с помощью результатов опроса местных жителей. Если 30% граждан дадут критическую оценку акиму, это может послужить поводом для создания специальной комиссии со стороны Администрации президента.
Если такую норму внедрить, возможно, появится и дополнительный рычаг воздействия на работу местных органов власти. Однако существуют очевидные сложности в виде:
В этой связи важно, чтобы опросы не подменили реальные институты обратной связи в виде альтернативных СМИ, конкурентных выборов и сети неправительственных организаций.
Тем самым обратная связь — это больше про системные условия, а не отдельные, хоть и действенные инструменты.