Почему «чемоданные настроения» не идут на спад?
В причинах эмиграции русскоязычного населения из стран региона попыталась разобраться журналист портала ИАЦ МГУ им. Ломоносова. Хотя в целом русские здесь чувствуют себя достаточно комфортно, относительно будущего возникают вопросы. И тому есть веские причины.
Впервые в Казахстане русские появились еще в конце XVI века. Но
массовый приток в Среднюю Азию начался только со второй половины 19 века
В 20-е годы прошлого века в Средней Азии и Казахстане некоренные народы, в большинстве русские, пытались спастись от гражданской войны и голода. В 30-е — оргнабор в промышленность, в Великую Отечественную — эвакуация заводов вместе с персоналом, а в 50-е – освоение целины.
Большевики в Казахстане — зло или благо? — Султанов
— К моменту распада СССР в Казахстане проживало 6,1 млн русских, в Узбекистане – 1,6 млн, в Кыргызстане – 917 тыс., в Таджикистане – 388,5 тыс., в Туркмении – 333,9 тыс.
Большинство из них – потомки переселенцев XIX-ХХ веков, то есть люди, которые являются коренным населением центральноазиатских стран
Об этом красноречиво говорит тот факт, что по состоянию на 2007 год в Центральной Азии оставалось около 60% русских, проживавших на ее территории к моменту распада СССР, — пишут авторы.
После распада СССР процесс пошел в строго противоположном направлении. То есть некоренное население массово начало эмигрировать на историческую родину.
В Казахстане сейчас проживает около 3,5 млн русских (-43%), в Узбекистане – 650 тыс. (-60%), в Кыргызстане — 364,5 тыс. (-61%), в Таджикистане – 34,8 тыс. (-91%). По Туркменистану данных нет.
Процесс эмиграции продолжается до сих пор
Цифры миграции Казахстана и России не совпадают
— По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, за первые пять месяцев 2019 года Казахстан покинули порядка 11 тыс. русских. А в среднем ежегодный поток эмиграции составляет около 40 тыс. человек в год, — утверждает портал.
Также привели официальную миграционную статистику Кыргызстана. Она гласит, что в 2018 отсюда уехали 2 626 русских. В 2010-2016 годах миграционное сальдо было в 141,1 тыс. человек в пользу России.
Что касается Узбекистана, в 2018 почти 4 тыс. граждан пожелали принять участие в российской программе переселения соотечественников.
— С одной стороны,
русское население на сегодняшний день чувствует себя в государствах Центральной Азии достаточно комфортно
С другой – «чемоданные» настроения по-прежнему сохраняются. В чем причина? — задались вопросом журналисты.
Во-первых, свою роль играет языковой вопрос. После распада СССР в странах региона началась меняться национальная политика. Естественно, государственными языками стали национальные.
— И хотя волна воинствующего национализма, к счастью, схлынула, русское население столкнулось с трудностями в языковой адаптации и выпало из веками складывающейся в Центральной Азии системы родовых связей, что в определенной мере закрыло перед ним социальные лифты, — пишет портал.
Причем на самом деле языковая ситуация в разных странах далеко не идентична.
Статус русского языка никак не определен только в Узбекистане и Туркменистане
Тем не менее постепенная дерусификация характерна для всех государств. Например, в Казахстане опасаются, что русский язык будет сокращаться в сфере образования. Да и в общем использовании тоже.
Авторы особо отмечают, что
ни одну из стран региона нельзя обвинить в ущемлении прав по национальному признаку
Но остается под вопросом, сможет ли русскоязычное население адаптироваться к новым языковым условиям? В Кыргызстане все госслужащие сдают языковые экзамены, а ведь в местной системе госуправления русские всегда были широко представлены. Как сложится сейчас – непонятно.
Должны ли были казахи сражаться в Великую Отечественную? — Султанов
— В Казахстане политика в отношении внедрения казахского языка в сфере государственного управления половинчатая. С одной стороны, действует ст. 7 Конституции страны, оговаривающая официальный статус русского языка. С другой — в 2018 году парламент и правительство были обязаны полностью перейти на делопроизводство на казахском языке, а в 2019 г. с национальной валюты тенге исчезли надписи на русском, — говорится в материале.
В Узбекистане и Таджикистане особых языковых требований к чиновникам нет, но там и процент русского населения ничтожен
Также авторы ссылаются на мнение председателя ОО «Республиканское славянское движение «Лад» Максима Крамаренко. Он считает, что часть некоренных граждан волнуют возможные «усиления националистических тенденций».
— Такое беспокойство вызвано, в частности, предвзятой интерпретацией ряда исторических событий — например, голода 30-х годов ХХ века, от которого гибли не только казахи, но и русские. И не только в советском Казахстане, но и во многих регионах РСФСР. Или, скажем, переименованием улиц и населенных пунктов. Это
преподносится националистическими активистами как исторический реванш, как победа в какой-то необъявленной войне,
— цитирует портал активиста.
Тем временем масла в огонь чемоданных настроений подливают высказывания заявления местных общественных деятелей. Например, главы председателя попечительского совета Фонда развития «Казахстан Барысы» Армана Шураева. Он решил, что поскольку в РФ нет казахских школ в объеме, адекватном численности проживающих казахов, то:
— Я имею полное право требовать от своего правительства принять зеркальные меры и закрыть все полторы тысячи русских школ в Казахстане.
А директор Республиканского центра «KAZBILIM» Аятжан Ахметжан призвал родителей не отдавать детей в русские школы, т. к. «отрекшимся от своего языка не достичь высот в Казахстане».
В других странах свои причины роста «чемоданных» настроений. В Кыргызстане — угроза исламизации, а в Узбекистане — экономическая ситуация.
— 51,4% опрошенных назвал причиной желаемой эмиграции низкие заработки, а 42,2% — отсутствие работы, — пишут авторы про Узбекистан.
Хотя некоторые проявления воинствующего национализма есть и там. Журналисты припомнили, как
в мае 2019 власти запретили прохождение «Бессмертного полка»
— А в обществе разгорелась горячая полемика по поводу использования георгиевской ленточки, которую многие, включая госслужащих, посчитали «символом российской агрессии».
Так что хотя антирусские настроения вовсе не доминируют в регионе, русские сограждане все-таки находятся в расстроенных чувствах.
— Подчас чувствуют себя чужими и сомневаются, есть ли у них будущее на Родине. Ведь у большинства из них другой родины, кроме Центральной Азии, нет, — резюмируют авторы.