Захоронение было найдено в одном из сакских курганов в Аксуском районе области. Нюансы погребального обряда не характерны для подобных археологических памятников, найденных ранее.
Китайская мудрость гласит: «Хочешь быть богатым — построй дороги». Уже более десяти лет Казахстан активно инвестирует в строительство автомобильных дорог и развитие транспортной инфраструктуры. Буквально на глазах происходит возрождение Великого Шелкового пути. Как и тысячу лет назад, он имеет важнейшее значение для торгово-экономических и культурных связей между Европой и Азией.
Однако строительство дорог несет в себе потенциальную опасность для археологических памятников. Поэтому строители работают в тесной связке с учеными
Три месяца археологическая экспедиция изучала сакские курганы в Аксуском районе Алматинской области. Они расположены в зоне строительства и реконструкции автомобильной дороги «Талдыкорган – Калбатау — Усть-Каменогорск».
Строительство предусматривает значительное расширение полотна автодороги и поэтому представляет серьезную опасность для сохранности 19-ти курганов, найденных археологами задолго до начала строительных работ.
«Возрождение Шелкового пути влечет за собой и возрождение его истории, — говорит Арман Умарходжиев, руководитель ТОО «Археологическая экспедиция».
«Изучение археологического наследия Казахстана приобрело новый виток в связи с масштабным строительством автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай». Практически на всем протяжении автомагистрали археологами были выявлены многочисленные памятники истории и культуры.
Это сакские курганы, древние поселения, караван-сараи, культовые и военные сооружения
Исследование этих памятников открывает неизвестные страницы истории Казахстана и позволяет реконструировать многие исторические процессы».
До начала строительства была проведена археологическая разведка территории на пяти участках автодороги «Талдыкорган – Калбатау — Усть-Каменогорск». В результате ученые выявили сорок шесть памятников археологии, потенциально находящихся под угрозой разрушения в связи со строительством.
«Мы работали в контакте с заказчиком строительства АО «Казавтожол», инженерами проекта ТОО «Каздорпроект» и государственным органом «Управление культуры, архивов и документации Алматинской области». Учитывая наши рекомендации, инженеры несколько раз изменяли ось автодороги, чтобы максимально снизить вредное воздействие на объекты историко-культурного наследия.
В итоге удалось снизить количество аварийных памятников до 19-ти объектов,
на которых мы провели необходимый комплекс научно-исследовательских работ, — рассказывает археолог Николай Ильдеряков.
Исследованные памятники представляют собой курганы. Как одиночные, так и входящие в состав крупных могильников.
Все памятники датируются эпохой раннего железного века
«К сожалению, основная часть погребений была разграблена еще в древности, а некоторые курганы были сильно повреждены строительными работами в советский период. Однако ряд небольших находок, обнаруженных на раскопках могильников Сагабуйен, Сагакурес и Таусамалы, позволил сделать их культурную и хронологическую интерпретацию, — рассказывает археолог Сергей Ярыгин.
По мнению археологов, самые важные научные результаты связаны с исследованием кургана в погребально-поминальном комплексе Таусамалы.
Основной курган был сложен из светлой речной гальки средних размеров. Длина насыпи 16,5 м, высота 0,85 м. Начиная с глубины 1,7 м от уровня погребенной поверхности, археологами были обнаружены костные останки трех лошадей, в челюстях одной из которых сохранились железные удила. Лошади расположены в анатомическом порядке и уложены на круп с подогнутыми ногами на отдельно устроенном ложе.
«Архитектура кургана весьма интересна. В восточной части погребальной конструкции находятся два каменных ящика. Они сделаны из плоских плит сланцевой породы и располагались друг над другом. В разрезе конструкция из двух ящиков имеет пирамидальную форму.
Нижний ящик более длинный, верхний — короткий, располагался по центру над ним. Внутри нижнего ящика после расчистки было обнаружено два скелета: мужской с правой стороны и женский — с левой. Погребенные лежат в слегка скорченном положении на правом боку, головами на северо-восток», — рассказывает археолог Константин Фофонов.
Археологи говорят, что нашли действительно уникальный памятник. Подобный обряд в форме двойного погребения в каменном ящике, скорченное положение погребенных, присутствие в могильной яме костяков лошадей и другие признаки не характерны для памятников Алматинской области.
Культурные параллели с ним прослеживаются с могильниками Саяно-Алтайского региона, такими как Берель и Уландрык. Обнаруженные в погребении керамические сосуды и заколка для волос с золотым навершием также имеют аналогии с памятниками пазырыкской культуры Алтая и саглынской культуры Тывы, что подтверждает выводы археологов.
Предварительная культурная и хронологическая принадлежность памятника связывается с кочевниками — выходцами из Саяно-Алтайского региона, проникшими в Жетысу в IV — III вв. до н. э.
Интерес представляют и другие находки археологов — в частности, декорированный каменный пест и петроглифы, обнаруженные на скальных выходах горного хребта к югу от могильника Сагакурес. Эти находки датируются позднесакским периодом.