Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
493
+3.23
EUR
529
-3.77
RUB
5.01
+0.01

Что ждет Казахстан в ближайшие 5 лет? — эксперты

28259
Фото: Фонд Первого Президента РК — Елбасы

Скорее всего, легкой жизни у казахстанцев в ближайшее время не предвидится — риски во многих сферах будут нарастать. Однако потенциал для обновления в стране есть. Большинство опрошенных экспертов хотя и понимают грядущие трудности, но в будущее все-таки смотрят с оптимизмом.

Об этом говорится в аналитическом докладе «Казахстан в новых политических реалиях: тренды и перспективы». Подготовили его Казахстанский Центр Аналитических Исследований «Евразийский мониторинг» (г. Нур-Султан, Казахстан) и Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (г. Астрахань, РФ).

Преемственность или прогресс?

Авторы исследования провели в первой половине августа 2019 года экспертный опрос, в котором приняли участие политологи, социологи и общественные деятели.

Опрошенные аналитики отмечают два противоположных момента нынешних реалией. С одной стороны, Казахстан – состоявшееся и признанное государство. С другой стороны, наблюдаются:

  • номинальный характер разделения властей в пользу исполнительной власти;
  • ограничения для деятельности государственных (парламент, маслихаты) и негосударственных (политические партии, профсоюзы, СМИ, местное самоуправление) институтов;
  • высокий уровень неформальных патронально-клиентальных отношений.

Негативным фактором выступает

растущее в обществе недоверие к системе государственной власти и управления

Виной тому сразу несколько причин: от формального отношения многих чиновников к своей работе до высокой коррупции.

Однако прошедший транзит власти уже сам по себе задал тренд на определенные изменения

Касым-Жомарт Токаев основными векторами своего курса обозначил»преемственность, справедливость и прогресс». То есть, с одной стороны, политическая стратегия должна развиваться прежним путем. Но прогресс предусматривает перемены.

От французской модели к американской: чем интересен транзит власти в Казахстане?

В то же время

президент выделяет прогресс как способность к обновлению во всех сферах жизни казахстанского общества и государства

и «созидательные перемены на благо людей», — пишут исследователи.

Среди упомянутых перемен заявлены:

  • трансформация государственной системы на основе демократии,
  • повышение ответственности власти перед народом,
  • усиление общественного контроля за деятельностью государственных органов,
  • развитие органов местного самоуправления,
  • совершенствование многопартийной системы,
  • передача несвойственных государству функций профильным неправительственным организациям и т. д.

В элите и обществе есть сторонники и преемственности, и прогресса. Так что придется поддерживать баланс между этими векторами.

Трудности будут нарастать

У респондентов в числе прочего спрашивали про перспективы на ближайшие 5 лет.

Большинство (45%) оказались настроены вполне оптимистично

Несколько меньшее количество не определилось. Пессимисты остались в меньшинстве (20%).

Однако

почти половина опрошенных ждет «нарастания дестабилизирующих процессов в политической системе и экономике»

Еще 5% добавили, что таковые могут «повторяться неоднократно с определенной периодичностью.

30% спрогнозировали либерализацию как экономики, так и политической системы. 10%, наоборот, ожидают «усиления авторитарных тенденций в политической системе и экономике страны». Представители еще двух лагерей (по 5% в каждом) предполагают либерализацию в чем-то одном и закручивание гаек в другом. В экономической сфере подразумевается усиление монополий и олигополий.

32% полагают, что изменений следует ждать в ближайшие 3-5 лет, а 5% отвели всего 1-2 года.

Что-то менять все равно бы пришлось

Большинство опрошенных сочли, что смена главы государства — не ключевой фактор возможных перемен. Правда, в оценке самого транзита и его результатов разделились вообще на несколько примерно равных лагерей.

Эксперты отметили ряд особенностей нынешней политической системы страны. Нурсултан Назарбаев, по мнению респондентов,

с учетом его следующих статусных позиций фактически продолжает играть руководящую роль

Как Первый Президент РК – Елбасы, он

вправе выступать с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны

Госорганы и должностные лица должны в обязательном порядке их рассмотреть. А их собственные инициативы по данным вопросам должны согласовываться с Елбасы.

Взятками в вузах займется Совет безопасности

Кроме того, Назарбаев пожизненно возглавляет Совет Безопасности.

— Особенно обращает на себя внимание функция по обсуждению кандидатур, рекомендуемых к назначению на должности первых руководителей центральных госорганов и акимов регионального уровня.

Благодаря ей Елбасы сохраняет влияние на кадровую политику в высших звеньях власти

Также он вправе давать поручения другим членам Совета Безопасности, — утверждают авторы доклада.

В-третьих, он председатель партии Nur Otan, у которой большинство в парламенте.

— С учетом объявленной Нурсултаном Назарбаевым 21 августа 2019 в ходе расширенного заседания Политического совета партии Nur Otan перезагрузки партии ожидается усиление роли последней в осуществлении контроля за деятельностью исполнительных органов власти и их должностных лиц, — отмечается в исследовании.

Назарбаев остается верховным арбитром

Часть экспертов определили Елбасы как «неформального верховного арбитра» между различными элитными группами.

—  Именно Назарбаев обеспечивает внутриэлитный консенсус и лояльность ведущих групп влияния в отношении нового главы государства

А также влияет на поддержание стабильности в стране посредством проведения жесткой линии относительно участников несанкционированных акций протеста и иных оппонентов действующей власти. Для Токаева, находящегося на начальном этапе президентства, все это является серьезной политической поддержкой со стороны предшественника, — утверждают авторы.

Протест «обитателей кофеен» ничего не меняет, но давление нагнетает – Ашимбаев

25% респондентов считают, что конфигурация власти сложилась по обоюдным договоренностям,

на основе согласования по сферам влияния и компетенциям

Большинство опрошенных (30%) отмечают политическую поддержку, которую первый президент оказывает второму.

Однако 20% ожидают постепенного нарастания противоречий между ними.

5% опрошенных полагают, что власть в стране фактически рассредоточена между несколькими влиятельными персонами,

занимающими ключевые позиции в госаппарате.

Продолжение следует

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter