Эксклюзивное интервью с консулом США в Алматы Эриком Майером.
— Расскажите об экономических отношениях Казахстана и Соединенных Штатов Америки. На что делается основной упор?
— Взаимный товарооборот на сегодня составляет больше двух миллиардов долларов. Казахстан импортирует американских товаров на сумму около 730 миллионов. В основном это машинное оборудование и продукция аэрокосмической промышленности.
В свою очередь Казахстан экспортирует в США товаров на сумму около 1,4 млрд долларов. И большая часть приходится на нефтепродукты. Между нашими странами сложились крепкие экономические связи, и мы надеемся на еще больший рост в дальнейшем.
Я хотел бы добавить, что в конце прошлого года состоялся первый визит уполномоченной торговой делегации и первый визит министра торговли США в Казахстан. По моему мнению, этот исторический визит является показателем нашего желания расширять экономическое и торговое партнерство с Казахстаном.
— Бытует мнение, что вообще присутствие Соединенных Штатов Америки в Азии прежде всего связано с нефтью, так ли это?
— Во-первых, я бы сказал, что США очень гордятся сотрудничеством с Казахстаном в энергетическом секторе и вложенными инвестициями, которые приносят пользу обеим странам. Но наши отношения шире, чем это может показаться.
Если
в начале мы были сосредоточены на таких сферах, как безопасность и энергетика, сегодня областей сотрудничества намного больше
Как вы знаете, Нурсултан Назарбаев, когда был президентом, посетил США и встречался с президентом Трампом. В результате этой встречи наши отношения перешли на уровень усиленного стратегического партнерства.
Казахстан играет очень важную роль в национальной стратегии безопасности президента Трампа. Согласно ей мы хотим видеть открытый и диверсифицированный рынок энергоресурсов, а также развивать региональное экономическое взаимодействие в Центральной Азии.
— В американских фильмах довольно часто люди носят вещи в цветах национального флага. Не кажется ли вам это несоответствием – национальная святыня и такое к ней отношение?
— На самом деле нет, мы стараемся не воспринимать себя слишком серьезно. Но свой флаг мы любим. Кстати, у моих родителей дома тоже висит американский флаг. И то, что люди носят его как часть одежды, тоже правда. Но я думаю, что это один из способов быть патриотом, показывая свою любовь к стране.
— Мы строим демократическое общество, и если бы у вас была возможность принести в нашу казахстанскую модель демократии только одну деталь, что бы это было?
— Знаете, я думаю, что демократия — это путь, который каждая страна должна пройти сама. И каким будет этот путь, решать только народу Казахстана совместно с правительством. Но я считаю, что сильные демократические институты ведут к успешному росту экономики. И участие граждан в демократической системе — важная составляющая этого процесса
— Вы знаете много языков, в том числе довольно экзотический для нас кхмерский. А учите ли вы сейчас казахский язык?
— Я вообще люблю изучать языки разных народов. И естественно, казахский не стал исключением. Я начал учить его, как только стал генеральным консулом в Алматы. Кстати, я приглашаю вас на наши странички в Instagram и Facebook, где есть серия видеороликов, как я изучаю казахский.
Недавно я побывал в Семее и посетил музей Абая. Мне импонирует философия этого великого автора. Одно из моих любимых произведений Абая — «Гылым таппай мактанба», основная его мысль, что человек должен быть скромен и стремиться к знаниям. Я с удовольствием изучаю казахский язык еще и потому, что в нем есть очень мудрые фразы.
— А знакомы ли вы с какими-то казахскими традициями и что вам нравится в этом? Есть ли у вас какая-то казахская национальная одежда и планируете ли вы ее носить просто в быту?
— Во время празднования Наурыза мне подарили красивый чапан. Я надел его на праздник и в будущем буду его носить.
А еще мне выпала возможность посетить музей казахских народных музыкальных инструментов. Первый раз я побывал в Казахстане в 2004 году как турист и еще тогда был впечатлен этим музеем, красивой и богатой историей казахской музыки с ее традициями.
10 лет спустя я вернулся в Казахстан уже со своей супругой и мы оба тогда просто влюбились в эту страну. Казахские традиции и культура по-настоящему притянули меня в Казахстан, и
когда мне выпала возможность приехать сюда в качестве генерального консула, это стало для меня исполнением мечты
Потому что я уже побывал здесь и очень интересовался страной. А все началось с того далекого знакомства с казахской культурой в 2004 году.
— Вашей независимости гораздо больше лет, чем нашей. А есть какой-то секрет, как сделать государство по-настоящему независимым?
— Прежде всего мы очень гордимся, что именно США стали первой страной, признавшей независимость Казахстана в 1991 году. Одним из наших приоритетов всегда было поддерживать суверенитет, независимость и целостность его территории. Быть в хороших отношениях – краеугольный камень нашей дипломатии.
Собственно говоря, в этом году мы отметили не только 243 года независимости нашей страны, но и 230-летие нашего министерства иностранных дел, а значит и 230-летие американской дипломатии. Так что поддержание хороших отношений с другими странами для меня лично и есть ключ к сохранению независимости.
— Санкции Соединенных Штатов Америки по отношению к России привели, в частности, к тому, что россиянам сейчас сложно получить визу в Соединенные Штаты. А как обстоят дела с Казахстаном?
— Мы выдаем примерно 11 000 виз в год здесь, в генеральном консульстве в Алматы. А если брать оба наших дипломатических представительства, больше 20 000 виз в год в Казахстане. И хотим выдавать больше. Так что ответ «нет», казахстанским гражданам не стало сложнее получить американскую визу.
Одно из важных достижений, которое недавно было достигнуто двухсторонним договором, что американцам не нужна виза, чтобы приехать в Казахстан на 30 дней, а
казахстанцы, получают туристическую визу на 10 лет
Я думаю, что это замечательно, ведь связь между людьми важна, как и дипломатические связи, над которыми работаю и я как дипломат. Больше казахстанцев, которые путешествуют в Штаты, и больше американцев, приезжающих в Казахстан, это, на мой взгляд, очень важно. Думаю, эти цифры будут расти.
— После победы Трампа на выборах многие американские программы в Азии прекратили свое существование. Это была временная мера?
— Мы не закрывали никакие программы в Казахстане, у нас здесь работают очень устойчивые проекты. Кстати, представительство USAID — агентство США по международному развитию в Центральной Азии — находится именно в Алматы, в генеральном консульстве США.
Стоит отметить, что генконсульство США в Алматы – единственное американское консульство в Центральной Азии. Думаю, что это демонстрирует важность наших отношений с Казахстаном. У нас есть не только посольство в Нур-Султане, но есть и генконсульство в Алматы, которое работает над культурными программами. А кроме этого, занимается вопросами экономического развития и другими.