В подмосковном Жуковском открыли памятник первому и единственному советскому сверхзвуковому лайнеру Ту-144. История этого амбициозного и драматично завершившегося проекта напрямую связана с Казахстаном.
Алматинцы постарше помнят могучий рев четырех реактивных двигателей этого самолета: рейс Москва – Алма-Ата стал единственным коммерческим направлением для советского «Конкорда». Изначально планировалось, что «тушка» будет летать из Москвы в Хабаровск. Но огромный расход топлива заставил разработчиков значительно укоротить маршрут.
По словам ветеранов авиации, со столицей КазССР за престижное право принимать Ту-144 активно конкурировал Ташкент. Однако благодаря личной дружбе Кунаева и Брежнева сверхзвуковой лайнер летал именно в Алма-Ату (хотя это было сложнее из-за рельефа и большего расстояния), а ташкентский аэропорт оставался запасным.
Первый полет Ту-144 состоялся в 1968 году – на два месяца раньше британско-французского «Конкорда», так и оставшегося единственным конкурентом советского лайнера. Ту-144 мог разгоняться до 2400 км/ч (современные «Боинги» и «Аэробусы» проводят полеты на 700-800 км/ч) и поднимался на 15-16 км над землей.
Соответственно, 80 пассажиров добирались из Москвы в Алма-Ату за два часа вместо четырех с половиной. Правда, и цены на билеты кусались: 84 рубля против 60. Зато раскошелившиеся путешественники получали не только экономию времени, но и эксклюзивное обслуживание с подачей ананасов и бутербродов с икрой.
Казалось бы, Ту-144 был обречен на успех. Однако судьбу уникального лайнера предопределили обстоятельства, трагедии и законы физики.
Функционировал рейс Москва – Алма-Ата всего семь месяцев — в 1977-1978 годах
Официальная причина закрытия сверхзвукового сообщения – катастрофа опытного Ту-144Д в Подмосковье (еще один самолет был потерян в 1973 году на Парижском авиасалоне). Реальная же проблема крылась в сложной и чрезвычайно дорогой эксплуатации. Так, даже высокая стоимость билетов и высокий спрос на них не оправдывали затрат на топливо и техническую подготовку «тушки».
За свою недолгую коммерческую карьеру Ту-144 совершил 55 пассажирских рейсов и перевез 3 284 человека. Тем не менее «Аэрофлот» лелеял надежду возобновить пассажирские полеты на сверхзвуке. Но после распада СССР эти планы ушли в небытие.
Для сравнения, «Конкорды» совокупно перевезли около 3 млн пассажиров, а их эксплуатация завершилась только в 2003 году. Впрочем, не стоит забывать, что полет на заграничном лайнере стоил несоизмеримо дороже, чем на советском: цена билета на рейс Лондон — Нью-Йорк превышала 10 тыс. долларов. Это делало передвижение на «Конкорде» уделом избранных — политиков, звезд эстрады, спортсменов и прочих знаменитостей.
Открытый в Жуковском памятник в общем-то и не памятник вовсе, а целый Ту-144Д с бортовым номером СССР-77114. В 1996 году его переоборудовали в Ту-144ЛЛ, установив новые двигатели. Летучая лаборатория участвовала в программе NASA High Speed Civil Transport — там самолет использовался для перспективных исследований транспорта будущего.
Говорят, сверхзвукового красавца ждала незавидная участь: его, как и большинство собратьев, собирались распилить на металлолом. Согласно местной легенде, за лайнер вступилась старушка-вахтерша. Она якобы напросилась на прием к руководству региона и в слезах рассказала о подготовке к распилу.
К счастью, разум в этом случае победил, и уничтожение самолета прекратили
По инициативе властей Московской области, конструкторского бюро Туполева и других структур было решено установить борт 77114 на островке транспортной развязки близ въезда в город.
Самолет привезли на место по частям. Стойки шасси встали на специальные опоры, затем у фюзеляжа «выросли» крылья. К моменту открытия памятника незавершенными оставались только работы по укладке газона.
Жуковский – город, в котором все связано с авиацией. Здесь расположен знаменитый Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), различные научно-исследовательские структуры и аэропорт, недавно получивший статус международного. Именно эта гавань ежегодно принимает Международный авиационно-космический салон (МАКС). Потому местные проявили живой интерес к открытию памятника: люди пришли на церемонию в праздничном настроении и целыми семьями.
Среди гостей были и те, кто непосредственно работал со знаменитым самолетом.
Помимо традиционных пафосных выступлений чиновников, собравшихся ждало приветствие от летчиков Воздушно-космических сил РФ. Над Ту-144 по очереди прошла пара реактивных истребителей и стратегический бомбардировщик Ту-95, часто называемый «Медведем».
Вживую Ту-144, даже низведенный до уровня памятника, по-прежнему впечатляет — даром, что был разработан полвека назад. Его аэродинамические формы, четыре сопла двигателей и огромные воздухозаборники имеют гораздо больше общего с военной авиацией, чем с гражданской. Удивительно, что такой лайнер когда-то возил пассажиров, и именно в Алма-Ату и из нее.
Редакция 365info.kz выражает благодарность пресс-службе Международного аэропорта Алматы, пресс-службе Международного аэропорта Жуковский и авиакомпании «Уральские авиалинии» за организацию пресс-тура.