18+
Нур-Султан
Сейчас
30
Завтра
19
USD
386.8
-0.02
EUR
429.27
+0.60
RUB
5.78
-0.08

Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 7

Продолжение исторических писем, найденных автором в частном архиве. На этот раз речь идет о гуннах.

фото:m.wikidata.org

Письмо первое

Здравствуй, сын. Скоро заканчивается мой срок пребывания в самом сердце Российской империи, ее столице. Так что через некоторое время, может быть, через год,  может быть раньше, мы наконец-то с тобой увидимся. И я заключу тебя в свои объятия. Но не буду плакать как женщина. Мужчины ведь все всегда переживают молча. Но вернемся к нашим степнякам.

Некоторые упрекают кочевников в том, что они создали мало предметов так называемого прикладного культурного назначения. На что я им всегда отвечаю:  кочевая цивилизация в корне отличается от цивилизации оседлого типа. Ведь действительно, не потащишь же с собой через всю степь отстроенный город. Да и как возвести город в степи, где нет ни камней, ни других подручных материалов?

Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 6

Зато можно было перевозить на волах великолепные просторные дома. Их ведь до сих пор используют в своих кочевках степные племена. А степной эпос? По своей красоте и конкретным задачам ничуть не уступает литературным памятникам оседлых народов.

Более того, некоторые оседлые племена вообще не оставили после себя никакой литературы. Кочевники же просто мастера устного творчества. Будь то поэзия, эпос или своеобразная песня. Хотя на каком-то этапе кочевники действительно погружаются как бы в спячку. Даже можно сказать — в анабиоз.

И тогда все процессы, происходящие в организме кочевой цивилизации, оказываются законсервированными. Вот тогда и происходит утрата того значительного культурного наследия, которое было накоплено за многие века.

Прикладные факты

Конечно, стоит сожалеть, что руническое тюркское письмо не получило в последствии широкого распространения среди кочевников. Тем не менее, из раскопов разных курганов до нас дошли великолепные произведения искусства. Например, уникальные ювелирные изделия, которые дают исчерпывающие представления о высоком уровне культуры номадов.

Таким образом, появился так называемый скифский «звериный стиль». Это позволяет сделать вывод о том, что гунны, хунну или сюнну были очень культурно близки к некоторым народам Центральной и Средней Азии. Судя по этому «звериному стилю», гунны были даже родственниками скифов и саков. Тех, чье место в истории они потом заняли.

В курганах находят очень интересные вещи. Например, шелковые ткани, уникальные бронзовые изделия, изделия из золота и серебра.

Золото скифов в музеях России — это только некоторая часть «золота гуннов»

Вот как пишет о возникновении гуннов наш уважаемый Шакарим Кудайберды-Улы. Он утверждает, что еще

«за несколько веков до Рождения Христа многочисленные тюркские племена, под общим названием хун (кун) или хунны, хлынули на запад и населили земли по обе стороны Едиля и Яика (Волги и Урала)».

После этого они вторглись в Европу, поставив на колени Византию и Рим.

В связи с этими обстоятельствами есть даже легенда. Она повествует о том, как римский папа встречался с вождем гуннов Атиллой. И на коленях просил, умолял его не трогать города Рима. Гунны тогда обошли город стороной. Возможно, действительно папа римский уговорил Атиллу.

Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 1

Но может, есть на то другие причины. Например, Рим просто откупился от гуннов золотом. Гунны объединили все тогдашние разрозненные племена Европы, противостоящие Римской империи под своей властью. И, как тебе уже известно, разрушили ее военную мощь. После чего кануло в Лету и само Римское государство.

За китайской стеной

После смерти Атиллы гунны были вытеснены на свои территории за Волгу и Урал. Волга вообще ведь называлась раньше Итиль. Иначе говоря, носила имя Атиллы. Что звучит по-тюркски как Едыль или Адыль. Атилла был вождем гуннов с 433 года, умер он в 445 году нашего времени.

Он был прозван «бичем божьим». А прославился жестокими походами в Европу, «повергая в трепет все европейские народы». Греческие летописцы того времени Пресек и Менандр сообщают имена народов, входивших тогда в гуннские орды. Эти племена, сын мой, уже знакомы тебе по предыдущим письмам.

Это сарогуры, оногуры, котегуры, булгары. По свидетельству все того же Шакарима, часть булгар ушла за Дунай, а оставшиеся гунны образовали известный уже тебе Хазарский каганат. Недаром хазары считали себя потомками тюрок.

Вот как прослеживает происхождение тюркских народов уважаемый нами Шакарим Кудайберды-Улы. Начинает он от самого библейского Яфета, который был отцом Тогармы.

У Тогармы (это имя тебе тоже знакомо, о нем говорит известный уже тебе каган Хазарии Иосиф в своем знаменитом письме) было десять сыновей — Оюр, Таурыс, Аур, Огыз, Гуз, Безал, Торна, Хозар, Занур, Болгар. Дальше о происхождении гуннов говорится, что эти тюркские племена были подчиненными Китая. Но в 92 году тюрки начали войну с китайцами, которую вели на протяжении многих сотен лет!

Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 2

А в 97 году эти тюрки, именуемые гуннами, захватили Ансу — китайскую провинцию. Еще через 45 лет гунны захватили еще одну провинцию Пе Жей. Поэтому, чтобы уберечь себя от постоянных набегов кочевников, китайцы стали строить оборонительное сооружение — Великую Китайскую Стену.

После смерти китайского правителя  Цинь Ши Хуанади в Китае, как это обычно бывает, начались внутренние распри. Власть была утрачена. И тогда тюрки, обогнув реку Карамуран, стали снова совершать грабительские набеги на китайцев.

Повествование о сюнну

Хочу сказать, что многими сведениями о гуннах, хуннах или сюннах мы обязаны китайским источникам. А если конкретизировать, то один китайский историк древности Сыма Цянь написал знаменитую книгу под названием «Исторические записки».

Ее 110-я глава целиком посвящена происхождению гуннов. Она так и называется — «Повествования о сюнну». Несмотря на то, что Сыма Цянь, а также другой китайский автор «Истории Хань» Бань Гу были современниками гуннов, о происхождении этих степняков в этих трудах ничего, к сожалению, не сказано.

Отмечено лишь, что «родоначальником сюнну был отпрыск правителя рода Ся по имени Шуньвэй» (это китайские имена, неизвестно, как звали их тюрки).

Оказывается, в 1300 году до Рождества Христова, когда в Китае правила династия Че Лyн на севере Азии был уже известен народ Гун (Хун). Возможно, они назывались так по имени реки Орхон.

Есть ведь реки в Сибири — Аргунь и Найма. Так же именуют два казахских рода — аргын и найман

Традиция, стало быть, сохранилась.

Одно время они даже были известны как народ хюнге. Именно так китайцы называли племена, жившие по реке Хуангэху. Это гуннские племена топа, сянби, жужани. (Вспомни, сын, предыдущие письма.) Именно эти гунны долго воевали с Китаем. Временами даже покоряя часть этой страны, налагая на китайцев дань и разоряя ее. Что, конечно же, китайцам не нравилось. И в ответ они проводили в отношении гуннов, а также вообще всех кочевников очень хитроумную политику. Примерно, как и византийцы в свое время.

Эпоха величия

Предводители гуннов носили титул шаньюй, затем тяньжу. Жен своих они называли «иенши», известное казахское слово «женеше» — жена старшего брата — берет начало, по утверждению нашего уважаемого Шакарима, именно отсюда. А возможно, это связано каким-то образом и с обыкновенной иглой — «ине». Вернее, образом иглы.

Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 5

Тюрки ведь вообще любили красочные определения и образы. Они этим как раз и отличались. Жена при таком муже, обладавшим по своей сути беспредельной властью, должна была быть как игла-ине. Способная, когда нужно, залатать прорехи, а при необходимости уколоть и даже проткнуть.

Ставка гуннских вождей находилась на вершине горы Ебин Шан, одном из отрогов Алтая, который тянется до самого Иртыша. В мирные периоды во время переписки с китайскими правителями и императорами хуннский тянжу подписывал свои послания так:

«Великий Тяньжудан, посаженный на престол Гуннов Небом, Солнцем и Луной».

Письмо второе

Но в 210 году до нашего времени гунны стали нападать на Китай, воспользовавшись междоусобицей, уже на его территории. В то время ханом гуннов был То Мин Тяньжу, который умер в 206 году. Наследовавший его престол сын Модэ, или Мотэ, уже через несколько лет беспрерывных походов и войн значительно расширил свои территории. Когда он подошел к китайскому городу Сингал, то китайский правитель Фау Хуанхэ Ти решил не испытывать судьбу. Отдал ему в жены свою дочь, и они заключили перемирие.

Конница Модэ, или Мотэ, а по другим источникам Маодуня разгромила на востоке племена дунху (как это название похоже по звучанию на уже упоминаемое мной название дахов — военное сословие во времена саков и массагетов). А затем покорила длинов. После, повернув на запад, прогнала с насиженных мест еще одно племя, которое называется даюжчи, это еще одно название массагетов.

Вот как описывает сам Сыма Цянь, древнейший китайский историк, некоторые моменты:

«Когда к власти пришел Маодунь, сюнны достигли наивысшего могущества, они покорили всех северных варваров и на юге создали свое государство, способное противостоять Срединному государству».

То есть Китаю, мощь которого в то время можно было сравнить лишь с мощью Византии или Рима.

А вот очень поучительное описание одной китайской уловки, которую они применяли в отношении простодушных гуннов. Когда непрерывные набеги гуннов уже стали по-настоящему серьезными и начали особенно тревожить китайцев, те решили прибегнуть к обману.

Китайская хитрость

Император Гао-цзу обратился к своим сановникам с просьбой, найти хитрый способ, чтобы как-то приструнить гуннов, так как силой оружия этого уже нельзя было сделать. И те нашли выход:

«Если вы, Ваше Величество, сможете отдать Маодуню в жены старшую дочь от главной жены и послать ему щедрые подарки, он поймет, что дочь ханьского императора может принести варварам богатства, поэтому, соблазнившись, непременно сделает ее своей женой, а когда у нее родится сын, непременно объявит его наследником, который станет вместо него шаньюем».

«Почему это случится?» — поинтересовался китайский император.

«Из-за жадности к дорогим ханьским подаркам. Вы же отправляете в дар то, чего в соответствии с сезоном избыток у Хань, но недостаток у Сюнну. Справляйтесь о его здоровье и, пользуясь случаем, посылайте лиц, обладающих красноречием, чтобы они незаметно наставляли его в правилах поведения. Пока Маодунь жив, он, разумеется, будет вашим зятем, а когда умрет, шаньюем станет сын вашей дочери. А разве когда-нибудь было слышно, чтобы внук относился к деду как к равному?»

Недаром говорят о непревзойденной китайской хитроумности, которая даже во многом превосходила хитроумность византийскую. Но самым интересным во всей этой истории было то, что китайцы отдали ничего не подозревавшим гуннам поддельную «старшую дочь» китайского императора. Иначе говоря, обыкновенную девушку из простой семьи, но хорошо воспитанную, обязавшись, впрочем, посылать «своим внукам» определенное количество подарков.

Загадки истории

Уже в 175 году гунны до Рождества Христа напали на племена юши. По свидетельству китайских летописцев эти народы господствовали в степном районе Дуньхуана и на западе Ганьчжоу.

По некоторым сведениям, когда-то гунны были их вассалами. Но затем племена юши были разбиты и гунны погнали их к берегам озера Балхаш и реки Или. Юши или шуршиты в свою очередь, переправившись через Яскарт (Сыр-Дарью), подчинили себя Согд и Бакритию, а так же народ Сэ, или Саха, или Сака. Возможно, как раз эти саки затем слились с царскими скифами и стали у них военным сословием, то есть казаками.

История — это настолько сложный и очень тонкий предмет, что каждый поворот исторического этапа несет в себе такие хитроумные загадки и не менее поразительные разгадки, что иногда просто невозможно предположить, что такое вообще возможно.

Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 3

Может, эти юши, подчинили и слились с теми самыми саками, которые потом воевали с персами? И это их царица Томиpис, отрезала голову Киру и утопила ее в бурдюке с кровью? Трудно найти ответ на все это. Но хочется верить, что история этого народа не прерывается, не теряется во тьме столетий.

Далее гунны напали на восточных татар и нанесли им поражение, а потом они вступили в Маверанахр. Так называлась область в бассейне рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, которую, да будет тебе известно, сын, всегда населяли очень высокоразвитые племена и народы. И соседями гуннов теперь стали уйсуни.

Исход гуннов

На удивление китайцев эти народы начали вполне мирное сосуществование. Они ведь были родственниками. И тогда, дабы разорвать установившиеся между ними тесные отношения, из Китая был послан политический авантюрист Чан Киен, который попытался интриговать там.

И уже в 43 году после рождества Христа империя хуннов развалилась на Южную и Северную. То же самое произойдет и с мощным Тюркским каганатом, который в результате междоусобных войн и распрей тоже разделится на Западный и Восточный. И все же гунны нашли в себе силы вновь объединиться и выступить в поход против Китая.

Но это была последняя их попытка, потому что, согласно китайским летописям,  полководец Цу Мнен одержал над ними победу. Вождь северных хунну, вместе с частью выживших после страшной сечи воинов, бежал на запад, оставшиеся 200 тысяч гуннов подчинились китайцам. Другая часть, самая воинственная и непримиримая, перевалила за Алтай и, достигнув Урала, там осела.

Затем они создали свое ханство, объединив рядом с территорией Европы под своей властью множество племен. Китайские хроники называют это государство Тяньжу. Затем, завоевав аланов, они перевалили Кавказ, вошли в Азербайджан, Ирак, а затем создали то самое легендарное государство гуннов, предводителем которых затем стал царь Атилла. А южные хунны оставались в Китае в Шаньси, и постепенно ослабев, стали вассалами китайцев.

Письмо третье

На самом деле, если отвлечься от исторических перипетий, то вообще жизнь наполнена такими коллизиями, такими страстями, что не всякий литератор, сын мой, может добиться подобного напряжения и эффекта от своих произведений и сюжетов.

Вот, например, очень драматичная и в то же время красивая легенда, а возможно, и быль, переданная китайскими летописными источниками очень подробно, в которой рассказывается о судьбе знаменитого гуннского вождя по имени Модэ, Мотэ или Маодунь. Того самого, которого так ловко провели китайские дипломаты, подсунув ему «поддельную императорскую дочь”.

Согласно государственному устройству гуннского ханства, власть там передавалась по наследству от отца к сыну. Но верховный вождь Туомынь решил передать власть не старшему сыну Маодуню, а младшему, который был рожден от любимой жены.

Ловушка для наследника

А затем Туомынь отправил Маодуня в заложники к соседнему кочевому племени и вероломно напал на них, рассчитывая, что в отместку степняки убьют заложника, то есть старшего сына. И таким образом, он вполне официально сможет передать свою власть младшему отпрыску. Но случилось невероятное. Маодунь проявив незаурядные качества, вырвался из плена и прибыл на родину.

Отец, скрепя сердце, похвалил его и дал за этот героический поступок под командование Маодуня несколько тысяч всадников. А тот, будучи прекрасным воином, суровым и беспощадным военачальником, так натренировал свои войска, что они беспрекословно подчинялись его приказам. Дисциплина была строжайшая, за малейшее неповиновение воина просто убивали.

А как же ты хотел, сын мой, время такое было. Иначе в узде этих свободолюбивых и вооруженных до зубов номадов нельзя было удержать.

Только страх смерти и заставлял их повиноваться

Дальше следует самая драматичная часть повествования. Беспрекословно подчинявшиеся воины выполняли любые приказы Маодуня. Например, он приучил своих отборных батыров стрелять, не думая, машинально, в ту сторону и в ту цель, в которую стреляет он сам.

Жестокость или жесткость?

Вначале, таким образом, был убит его любимый конь. Что такое лошадь для вольного степняка, тебе, сын мой, объяснять не стоит. Казахи ведь интересуясь именем чужака, спрашивают «Сенің атың кім?» Что можно перевести: «Какой у тебя конь?»! Иначе говоря, кочевнику не так важно знать, как тебя зовут, главное ему знать качества твоей лошади!

Затем, после такого поступка, довольно необычного, стрелы по команде были выпущены в любимую жену самого Маодуня. Приказы выполнялись удивительно точно и синхронно. А потом уже в коня отца Маодуня Верховного вождя гуннов Туомыня полетели специальные стрелы, издававшие очень неприятный свист в полете. Первым выстрелил в него сам Маодунь, а потом «все его приближенные тоже выстрелили туда». И конь под каганом пал.

Недалекий верховный вождь практически никак не отреагировал на этот поступок Маодуня и его воинов. А зря, потому что осенью 209 года до нашего времени уже сам шанью Туомынь был застрелен таким же образом.

Подобный захват власти в орде вызвал возмущение среди некоторых сторонников и родственников бывшего вождя, но восстание было жестоко подавлено. Начались казни, а оставшиеся в живых вынуждены были подчиниться новому владыке. Между тем, прослышав про междоусобицы гуннов, их соседи племена дунху, о которых я писал выше, решили воспользоваться моментом и тут же предъявили обескровленным, не готовым к войне гуннам следующие требования: отдать им любимого коня самого Маодуня, а так же любимую жену вождя. Очень, надо сказать, оскорбительные требования.

И воин и дипломат

Войну, если ты помнишь, сынок, иногда начинали даже по поводу менее оскорбительных требований и заявлений. Например, один вождь назвал другого «своим любимейшим сыном” и тут же начинается. Владыку унизили, назвав сыном! А в данном случае такие наглые и оскорбительные домогательства. Но у гуннов, я повторюсь, не было сил вести в то время войну.

Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 4

И Маодунь показал, что он не только военный, но и политический гений. Несмотря на все уговоры горячих джигитов броситься в омут войны, он выполняет эти требования противника. Согласно китайским летописям Маодунь сказал примерно следующее:

«Разве можно жить рядом с другим государством и жалеть для него одного коня и одну женщину?»

Дунху воодушевленные, казалось бы слабостью гуннов и их вождя, получив требуемое, пошли дальше. Они захватили принадлежавшие, но заброшенные земли гуннов и в категорической форме потребовали, чтобы те даже и не думали об этой территории. И тут советники Маодуня начали ему говорить, что эта заброшенная земля не повод для того, чтобы начинать войну.

На что разгневанный шаньюй Маодунь заявил, что земля является главным достоянием и основание их государства, и тут же приказал отрубить голову всем, кто хотел смириться с потерей. Так и сделали. Головы отрубили. А гунны неожиданно напали на расслабившихся дунху и разбили их. Наглый правитель был убит. После этого государство гуннов начало расширяться. И достигло при гуннском вожде Маодуне огромного размера. Стало очень мощной империей.

Главный враг — междоусобица

Вот какое письмо было однажды направлено самим Маодунем после кончины китайского императора Гао-ди его жене, вдовствующей императрице Гао-ху в 195 году до нашего времени. В нем он довольно дерзко пишет о своем одиночестве и предлагает даже руку и сердце. Вот это  наглость!

Как смеет писать такое этот дикий варвар?! Для чванливой императрицы поступок этого дикаря был  оскорбительным. Но обратное послание было составлено в очень осторожных выражениях. Были также посланы дары Маодуню за то, что тот не забывает вдову. Военная мощь гуннов была непревзойденной.

При преемниках Маодуня мирный период длился относительно недолго. И после нарушения перемирия китайским императором У-ди начались военные действия. Они длились с переменным успехом. Вот один из примеров проведения военных операций гуннов.

В 90 году до нашего времени вторгшиеся войска китайцев были практически разбиты на голову при Ордоссе. А ночью гунны выкопали перед их отрядами глубокий ров и напали на них с тыла. Операция просто ошеломительная!

Но самым главным врагом всех тюрок были междоусобные войны. Они в конце концов надломили силы гуннов. Согласно китайским хроникам, в силу сложившихся обстоятельств, гунны были вынуждены разделиться. Часть, под названием «северные» и под предводительством вождя по имени Чжи-чжи откочевала в таинственную страну «Канцзюй», об этом я уже писал тебе.

По сообщениям некоторых письменных источников вместе со своим вождем Чжи-чжи до таинственной страны «Канцзюй» дошли три тысячи воинов. И они потом жили где-то в «городе, построенным самим шаньюем» на реке Дунай. Так закончилась история гуннов, живших в Центральной Азии. Но начинается история гуннов, которые переселились в Европу.

Управление судьбой

И хочется, сын мой, все мои послания, которые я отправлял тебе на протяжении нескольких лет, завершить очень интересным высказыванием одного известного мыслителя и политического деятеля Николло Макиавелли. Он жил намного позже вышеперечисленных степных племен. Но его слова словно сказаны вслед последнему из ушедших на запад гунну, или половцу, или саку, или печенегу, или исчезнувшему во тьме тысячелетий авару.

«Я знаю, что многие люди держались и держатся такого мнения, будто ход вещей на свете направляется судьбой и Богом, что человеческое благоразумие не в силах его исправить — напротив, совершенно бессильно против него.

Вывод из этого был бы тот, что не следует в поте лица проходить свой жизненный путь, но нужно подчиниться воле судьбы. Это мнение получило в наше время большое распространение, что объясняется великими переворотами, ставшими обычным явлением и совершенно исключающими всякое человеческое предвидение…

Но так как не следует поступаться с нашей свободной волей, то я готов признать возможность истинности того, что судьба управляет половиной наших деяний. Но другую половину или несколько менее она представляет нам самим. Судьбу можно сравнить со стремительной рекой, которая, разбушевавшись, заливает равнины, опрокидывает деревья и здания, смывает землю с одного места, нанося ее на другое.

Все бежит от нее, все уступает ее ярости, не имея возможности противостоять ей. И, несмотря на такое положение вещей, не исключена, однако, возможность того, чтобы люди в дни затишья приняли против нее какие-нибудь предупредительные меры. Строя заграждения и плотины. И когда она вновь переполнится, то или потечет по каналу, или же ее напор не будет столь безудержен и губителен.

Подобное же происходит и с судьбой: она показывает свою мощь там, где не позаботились о силе, способной противостоять ей. И свой натиск она направляет в ту сторону, где, как она знает, не заготовлено ни заграждений, ни плотин, чтобы сдержать ее».