Нур-Султан
Сейчас
-5
Завтра
-14
USD
385
0.00
EUR
428
0.00
RUB
6.04
0.00

Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 3

7891
фото: blogspot.com

Письмо первое

Здравствуй, сын. Прошу простить меня за такой большой перерыв. Не писал тебе почти полгода, но за это время произошли важные события. Во-первых, я очень сильно болел и чуть не отдал душу Всевышнему.

Не знаю, как называлась моя болезнь, может быть даже это была чахотка. Именно от нее умер уважаемый Чокан. Местные лекари не могли никак меня вылечить, помог только один врач — татарин из Казани, лечил медвежьим жиром. Во-вторых, мне удалось наконец получить работу, которую я так ждал. Причем удается совмещать ее с учебой.

Пока болел, перечитывал твои письма. Хочу сказать, заметно, как растет твое образное мышление и способность к обучению. И что особенно радует, восприимчивость к новым идеям.

Наверное, такая хорошая приспособляемость у тебя от твоих предков-кочевников. Об этой особенной черте степняков и их гибкости я писал раньше. И если бы не это, нас,

номадов, давно бы не было на свете

Но продолжим краткий совместный экскурс в историю кочевых народов и племен. Итак, сегодня разговор пойдет о легендарных скифах. История свидетельствует, что такой народ действительно существовал.

Цари степей

Причем по некоторым теориям, под этим — возможно общим названием, объединяют сразу несколько народов и племен. Главные свидетельства существования скифов дает нам сам «отец истории», великий греческий писатель и историограф Геродот. Да будет тебе известно, сынок, жил он в начале 5 века до нового времени. Он сам побывал в Северном Причерноморье, в Скифии, и одну из своих книг знаменитой «Истории» посвятил именно скифам.

Если ты когда-нибудь захочешь более подробно изучить их быт, культуру, ритуалы и верования, более скрупулезного труда того времени не отыскать. В самом начале я писал, что когда говорят о скифах, имеют в виду группу племен, сходных по языку и культуре, ведению хозяйства и образу жизни. Об этом пишет и Геродот.

Он подчеркивает сходство родственных скифских племен, обитавших в степной, лесостепной и даже лесной зонах Восточной Европы и Азии

Хотя существует в истории и другой взгляд, отличный от гипотезы Геродота. И все же, как мне кажется, сынок, этот вопрос постоянно будет в центре внимания историков, этнографов и вообще серьезных ученых, занимающихся историей скифов. И он практически неразрешим. Лучше давай вспомним, какие легенды рассказывает в своей книге Геродот о происхождении этого племени.

Версии Геродота

Согласно первой легенде (а может быть это даже достоверная история, которой, кстати, сам Геродот больше всего доверяет), скифы пришли из Азии, то есть из нашей Великой степи. Соответственно, они вытеснили племена, которые проживали в Причерноморье и Восточной Европе. История, подобная этой, как ты уже знаешь, типична для номадов. Так они жили веками — кочевали и воевали за свои земли.  Затем появлялись другие степняки. И те, кто раньше жил в этих местах, либо вообще покидали родные когда-то степи, либо вливались в состав вновь прибывших.

Вторую версию происхождения скифов, более сказочную, Геродот описывает так:

«По рассказам самих скифов, их народ моложе всех. Первым жителем этой необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями его были Зевс и дочь реки Борисфена.

(Не удержусь, сын мой, и хочу провести параллели между человеческим именем и названием гор на тюркском Алтае – Тарбагатай. Правда, есть сходство между этими названиями?)

У Таргитая было трое сыновей — Липоксай, Арпоксай и самый младший, Колаксай (имена, кстати сказать, тоже очень напоминают по звучанию тюркские).

И вот однажды случилось чудо — на землю упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел их старший брат, но едва подошел к ним, чтобы поднять, как золото запылало. Тогда он отступил.

Приблизился второй брат, но золото продолжало гореть. Когда же подошел младший брат, огонь погас, и тот смог отнести его домой. Так Боги распорядились, кому царствовать среди братьев».

Версия греков

Третья легенда о происхождении скифов была рассказана Геродоту причерноморскими греками. Согласно этой версии, прародителем племени был сам Геракл, вступивший в связь с полуженщиной-полузмеей, владевшей пустыней под названием Скифия.

От этой связи родились трое сыновей. Согласно завещанию отца, повзрослев, они должны были пройти испытание: натянуть тетиву на отцовском луке, а также особым способом опоясаться отцовским поясом с золотой пряжкой. Так как подобное мог проделывать лишь сам Геракл, последовать ему мог только равный. Этим равным оказался самый младший из братьев. Он и взошел на царский трон, а остальных изгнал из страны.

Интересно, что среди тюрко-монголов тоже существовал сходный обычай, когда старшему из сыновей выделяли наделы и воинов и как бы выпроваживали из родного улуса. Зато младший получал все оставшееся по наследству. Не этот ли обычай был той таинственной причиной постоянного давления номадов на своих оседлых соседей?

Не в этом ли суть набегов и завоеваний великих степных полководцев? Ведь

старшие дети должны были найти себе новые земли для кочевий, это был вопрос жизни или смерти!

И все же эти легенды мало проясняют истинную природу и происхождение скифов. Лично я, как и Геродот, придерживаюсь такого мнения: раз по всем признакам они сохранили обычаи и повадки кочевников, значит, скорее всего, действительно пришли откуда-то из Средней или Центральной Азии в конце 8 века до нашего времени (или до рождения Христа).

Правда, есть ученые, которые пытаются принизить вклад кочевников в мировую историю и всячески дискутируют с востоковедами, этот вклад признающими. Но посмотри, сынок, мы с тобой уже прошлись по истории нескольких кочевнических племен, без которых мировая история явно бы обеднела. Поэтому когда говорят, что скифы — это родственники евразийских степных номадов, некоторые ученые начинают морщиться и воротить носы.

Но правда она и есть правда. Тем более, на нашей стороне сам «отец истории » Геродот.

Не кочевники?

Итак, были скифы. Они вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. По свидетельству того же Геродота, жили на берегах Днепра и Южного Буга, возделывали разные культуры — просо, ячмень, пшеницу. Есть свидетельства, что они продавали хлеб в греческий город Ольвия. Значит, легенда об упавшем с неба плуге имеет под собой основание. Недаром Геродот называет этих скифов «пахарями».

И все же большинство скифских племен вели привычный для народа, пришедшего откуда-то из глубин Средней и Центральной Азии, кочевой образ жизни. В частности, кочевниками были так называемые «царственные», или «царские» скифы. Они и главенствовали среди остальных скифов. По всей вероятности, если «царские» действительно отличались по языку и культуре от других, именно

они и были теми завоевателями, покорившими огнем и мечем остальные племена и заставившими работать на себя

Согласно официальной историографии, сын мой, скифы появились на исторической арене как раз в то время, когда произошли исторические подвижки. Первое — освоение железа в качестве основного материала для изготовления орудий труда и, конечно же, оружия.

У кого качественнее и лучше оружие, тот и хозяин Великой степи

Предшественники царских скифов пользовались бронзой. При этом нужно отметить, что скифские металлурги умели создавать так называемые высокие сорта железа с большим содержанием углерода, что наделяло их клинки и наконечники для стрел очень высокими качеством. Одним из крупнейших ремесленных центров того времени считается городище Каменское близ города Никополь на левом берегу Днепра. А еще считается, что основным источником руды для скифов был так называемый Криворожский рудный бассейн.

Первые среди кочеников

Вторым историческим событием, которое подтолкнуло Скифию к возрождению, было появление кочевого скотоводства. Мы, сынок, еще не говорили с тобой об этом, так знай: для всех кочевников, и для кочевников Великой степи в частности, характерно разведение скота как основного и, возможно, единственного рода хозяйственной деятельности.

Круглогодичное содержание скота на пастбищах, регулярные сезонные перекочевки, в которых участвуют все члены кочевой семьи, отсутствие постоянных поселений, натурального хозяйства — все это как раз и является первой стадией кочевого образа жизни. Обычно номады приобретали оставшиеся необходимые вещи у оседлых народов.

Это мог быть как обмен, так и прямые грабежи, выкупы и вымогательства. Чем, в частности, и занимались «царские» скифы, которые еще и обложили данью торговые пути между городами и колониями греков в Северном Причерноморье. Также они вели торговлю с фракийцами на Балканах. Можно сказать, что они были первыми хорошо изученными кочевниками, по пути которых потом пошли уже известные тебе печенеги, половцы и другие степняки.

Ну продолжу в следующий раз, сынок. Иначе слишком длинное письмо получится. Да и ослаб я что-то. Видно, сказываются последствия болезни.

Письмо второе

Здравствуй, сынок. Спасибо, что беспокоишься о моем здоровье. Дела идут на поправку. Я мог бы рассказать тебе о довольно любопытных методах лечения, который применяет доктор. Но это другая тема, расскажу о ней в следующий раз. А пока вернемся к скифам…

Они любили украшать себя, своих женщин и лошадей различными ювелирными украшениями из золота, серебра и так называемой «электры» — смеси золота и серебра. Произведения их мастеров-ювелиров были настолько высокого качества, что ими восхищались даже древние греки.

Драгоценностями они также украшали оружие, сбрую лошадей, одежду, посуду и вообще, судя по всему, постоянно носили великолепные украшения. Хорошо известны их изделия, на которых было множество изображений самих скифов, их сказочного эпоса и быта —

так называемый скифский звериный стиль

Выглядели скифы примерно так: мужчины носили длинные волосы и бороды, штаны, заправленные в сапоги, сверху накидывали куртки или кафтаны. Женщины предпочитали длинные платья и накидки. Праздничная одежда обязательно покрывалась вышивкой, узорами, на нее нашивались тонкие золотые бляшки, надевались различные медальоны, браслеты, перстни, серьги и височные подвески.

Образ жизни

В труде «О воздухе, водах и местности», который предположительно приписывают знаменитому греческому врачу и философу Гиппократу, жившему в 5 веке до нашего времени, описан образ жизни скифов:

«Называются они кочевниками, потому что у них нет домов, живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесными, остальные — шестиколесными. Они кругом закрыты войлоком и устроены подобно домам: одни с двумя, другие с тремя отделениями; они непроницаемы ни для дождя, ни для ветра.

В эти повозки запрягают по три и две пары безрогих волов, рога у них не растут от холода. В таких кибитках помещаются женщины, мужчины ездят верхом на лошадях; за ними следуют стада овец, коров и табуны лошадей. Пока хватает травы для стада, они остаются на одном месте, затем переходят в другую местность».

В юрту во время пира или какого-нибудь курултая могли поместиться до ста джигитов. Когда ты был маленьким, сынок, у тебя была игрушка в виде большой юрты, которую везут много-много быков и волов.

Как рассказывают исторические книги, в некоторых росписях, найденных в Керчи (город на полуострове Крым), были обнаружены рисунки таких домов на колесах. А один известный греческий географ Страбон, живший примерно в 1 веке нашего времени, описывает жилища скифов примерно так:

«Кибитки номадов сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут. Вокруг кибиток пасется скот. Люди питаются, мясом, сыром и молоком».

Ты видишь, сын мой, что это типичное описание тюркского кочевья

Сходство поразительное.

Коневодство скифов

Кроме того, с номадами Центральной Азии царских скифов объединяет любовь к лошадям — они их боготворили. Вот что об этом сказано у одного древнегреческого философа:

«Не имеющий там повозки или лошади, не имеет лица и считается бесчестным».

Интересно, что по описанию историков их кони были похожи на коней наших степных низкорослых пород. Соответственно, они были таким же выносливыми. Действительно, многодневные скачки и переходы без травы и воды могут выдержать не горячие чистокровные скакуны, а только неприхотливые животные. Хотя известно, что скифы разводили и другие породы.

Когда Филипп II, отец Александра Македонского, разбил в 339 году до нашего времени скифского царя Атея, он захватил богатую добычу и самой ценной ее частью посчитал именно 20 тысяч чистокровных скифских кобылиц. Со всеми предосторожностями они были отправлены в Македонию для улучшения захиревших греческих лошадей.

Нужно было впустить струю свежей, почти дикой крови в выхолощенное греческое лошадиное хозяйство. Как я тебе уже говорил, в музее, куда я ходил, мне пришлось наблюдать одну скифскую или может греческую вазу, на которой как раз было изображение этих легендарных лошадей.

На одной части этого предмета изображены фантастические крылатые грифоны с львиными телами и орлиными головами, на второй — бытовая сценка: в степи пасутся лошади, а ловят и треножат их сами скифы.

Скифские воители

Как и все кочевники, скифы тоже ели конину и, судя по всему, делали кумыс. Потому что Гомер называет их «доителями кобылиц» и «млекоедами.» Особую роль лошади играли и в военном деле. Царские скифы воевали только на них. Основным вооружением скифского воина были лук со стрелами и короткий железный меч акинак.

Кроме того, они использовали дротики и копья с железными наконечниками. Но это было вооружение легкого конника. Тяжеловооруженная конница имела в арсенале специальные шлемы и панцири из железа или медных пластинок, нашитых на кожу. Конечно, это было очень дорогое удовольствие, в основном такую защиту использовали богатые воины. Были у них и специальные плетеные щиты.

Все греческие летописцы восхищались скифами как непревзойденными степными воителями

Вот как пишет о царских скифах уже упоминаемый мною Геродот:

«Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись. И никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого».

Теперь, сынок, я заканчиваю это длинное послание, наверное, тебя оно утомило. До скорой встречи.

Письмо третье

Ты спрашиваешь, как мое здоровье? Я уже практически здоров. Во всяком случае, много времени провожу на ногах. Так что с новыми силами сажусь за это письмо, в котором, надеюсь, завершу рассказ о скифах, этом легендарном народе. Но прежде хочу напомнить тебе о свидетельствах древних историков. И в основном греческих. Из них можно понять, что война для царских скифов была занятием вполне повседневным и даже почетным. А как еще можно было пополнить запасы золота и серебра?

Либо обменять на скот, либо просто отобрать

Последнее отвечало духу истинных номадов-воителей. И когда они нападали, действовали, согласно историческим источникам, вполне в духе всех кочевников. Если это было выгодно, наносили удары конницей, а потом внезапно отступали, уходили в степь и там устраивали засады врагу. Словом, воевать с ними было задачей не из легких.

Нравы скифов

Но самым отвратительным, знай об этом, сын мой, было их обращение с пленниками. Хотя может быть во всем этом не было ничего отвратительного с точки зрения того времени. Просто нравы были такие.

Ведь тогда оседлые племена тоже недалеко ушли от скифов: могли и на кол посадить, и на дыбу, и шкуру с живого содрать. Скифы же имели обычай пить кровь своих врагов, рубить им головы и делать потом из их черепов чаши для вина. Вот почему, наверное, все «каменные бабы» половецкие и вообще балбалы держат в своих кривых ручках специальные чаши — они были предназначены для крови поверженного врага.

Как известно из Ветхого завета, именно в ней обитает душа человеческая. Значит, можно предположить, что выпив кровь поверженного врага, скиф получал часть его отваги и силы. И еще очень важная деталь: со своих врагов они снимали скальпы, как и североамериканские индейцы, а потом украшали ими сбруи скакунов. Скальп, сынок, это когда с головы сдирают или срезают кожу целиком, либо часть ее с клочком волос. Поэтому попасть в плен к скифам никто не желал, против них всегда бились с особым ожесточением.

Обычай скифов

Вот как описывает один греческий историк, живший в начале 5 века, сценку с военнопленным:

«Подвели его к жрецу с золотой бляхой на груди в длинном парчовом халате, который был расшит мелким золотым бисером… Народ внизу сидел верхом на лошадях под холмом и молча наблюдал за этим варварским обычаем…

…Пленник, молодой греческий воин, попавший в Скифию волею Богов, был очень храбрым. Он не проронил ни единого слова. Когда жрец вытащил большой острый нож, даже выругался по-гречески. И тогда толпа внизу холма удовлетворительно закричала, завыла.

Все приветствовали такого храброго воина. А потом жрец взял связанного юношу двумя пальцами за ноздри и резким взмахом ножа отрезал ему голову. Тут кто-то быстро поднес чашу, сделанную из черепа, обрамленную золотом, и красная кровь брызнула туда. А потом скифы стали ее пить по очереди».

Не правда ли, сын мой, очень красочное и не совсем приятное описание их варварских обычаев?

Впрочем, не всем они рубили головы, не у всех пили кровь и снимали скальпы, только у наиболее храбрых и благородных противников. Многих они просто продавали в рабство, так как рабский труд тоже применялся у них в хозяйстве. И об этом прямо указывал Геродот.

В некоторых скифских усыпальницах рядом с телом скифа, помимо его лошади и оружия, иногда находят скелеты мужчин. Это рабы, которые должны были прислуживать хозяину и в потустороннем мире.

Персы и скифы

Около 514 года до Рождества Христова персидский царь Дарий Гистасп попытался предпринять серьезную военную кампанию против Скифии. Он использовал для прохода своих войск северную часть Балканского полуострова. На то время как раз приходился самый расцвет персидской державы. А Дарий носил очень горделивый титул «царя царей» и воевал тогда с другой сильнейшей державой того времени — греческой. Согласно книге Геродота, численность выступившего в поход персидского войска насчитывала 700 тысяч человек. Очень внушительная сила. Сюда придавалось еще 600 боевых кораблей.

Итак, военный поход длился уже три месяца, но главного сражения все никак не было. Скифы избрали свою излюбленную тактику. Они постоянно кружили вокруг войска персов на своих быстроходных и выносливых лошадях, не вступая в столкновения. Возглавляли «царских скифов» три царя, главным из которых был царь по имени Иданфирс.

Мало того, что персы никак не могли сразиться со скифскими воинами, кочевники еще и поступали не очень хорошо, не соблюдая правил войны, к которым привыкли персидские полководцы. А именно, уклоняясь от решительного столкновения и отступая, они опустошали оставленную землю.

Засыпали колодцы с питьевой водой и увлекали все более устававших персов далеко в свои земли

Эта тактика со временем принесла блистательные плоды. Войско персов мало-помалу таяло. А потом по отдельности и даже целыми группами их уничтожала кавалерия скифов. И наконец, персидский «царь царей» Дарий Гистасп понял, что пора убираться из этой «проклятой Богами Скифии». Ведь была очень большая вероятность, что он потеряет не только свое непобедимое войско, но и лишится своей драгоценной жизни. И он удрал из вольных степей, бросив на милость победителей свое имущество, фураж, больных, раненых и пеших воинов…

Трезвость не норма

Есть еще такое выражение, сын мой, «пить по-скифски». Его придумали греки, которые разводили вино водой, и это выражение означает непомерное его потребление.

Вино скифы действительно очень любили и водой его не разводили. А когда добирались до греческих винных складов, буквально упивались до бессознательного состояния. Утонченным грекам казалось это верхом варварства. Тем не менее их основной статьей импорта в это государство было именно вино.

Презирали, а торговали со степняками, да еще старались им продать больше вина. А скифы были просто очень непосредственными и простыми, как все номады. Как и все дети природы.

Хотя и написал о них великий русский поэт Александр Пушкин такие строки:

ОДА LVII
Что же сухо в чаше дно?
Наливай мне, мальчик резвый,
Только пьяное вино
Раствори водою трезвой.
Мы не скифы, не люблю,
Други, пьянствовать бесчинно:
Нет, за чашей я пою

Иль беседую невинно.

Думаю, за чашой с вином наверняка они тоже любили петь свои скифские степные баллады.

И еще штрих, который характеризует этот народ. Один римский или греческий полководец на переговорах со скифским вождем был укутан в плащ с головы до ног, но все же продолжал дрожать от холода. Погода была действительно по-зимнему недоброй. Скиф же, одетый очень легко, не испытывал никаких неудобств. Тогда полководец, не выдержав, поинтересовался, отчего тот не мерзнет. Скифский воин ответил вопросом на вопрос:

«Твое лицо ведь тоже не мерзнет? Почему?»

«Потому что оно привыкло», — ответил слегка обескураженный полководец.

И скиф произнес следующее:

«А я весь как твое лицо».

Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 4

В следующем послании ты узнаешь о племенах, которые носили гордое имя саки. И которые, возможно, тоже были скифами.

До встречи, сынок. Передай привет кайнага Садыку.

Продолжение следует

© «365 Info», 2014–2019 [email protected], +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter