Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
445
+0.37
EUR
477
+2.08
RUB
4.82
+0.02

Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 4

11037
фото: valdvor.ru

Письмо первое

Хочу напомнить тебе, сынок, о докладе молодого ученого из кыргыз-кайсаков, мырзы Акбаева (Жакып Акбай). Я слушал его на собрании Императорского географического общества, там он довольно интересно рассуждал, пытаясь разгадать и объяснить происхождение слово «казак».

https://365info.kz/2019/07/kto-zhil-na-territorii-kazahstana-do-kazahov-chast-3

Почему я начал именно с этого, ты поймешь чуть позже. По его мнению, это очень трудно сделать, возможно, даже нельзя, но попытаться необходимо. Для начала молодой ученый привел исторические примеры, в которых «казаки» указываются как отдельный народ.

А такие случаи не единичны. Оказывается, они прослеживаются на протяжении всей известной истории тюрков,

начиная, например, с 10 века. Тогда так называемые «косоги» жили в стране (тут он ссылается на известного русского историка Карамзина), называемой Казахией.

Находилась она между Черным и Каспийским морями. Уже при удельном хане Ногае на службу был призван один тюркский род, называвший себя казаками. Это было в 1282 году, а в 1356 упоминается, что «казаки» напали на Мавераннахр.

Тамерлан во время одного из своих походов, как утверждает наш докладчик, убил детей Алаша, под которыми подразумеваются «казаки». И опять тот же Карамзин утверждает, что Святослав в 968 году разбил неких «косогов”. Часть переселившихся в Литву в начале 15 века крымских татар, несших затем почтовую службу, позже называли себя «казаками».

Казак не тюрок, а араб

Словом, примеров использования терминов «казак», «косог», «кайсак» очень много. Но приведу выводы самого докладчика.

Он говорит, что «косоги» во времена Святослава и Мстислава, «казаки» Фирдуроси и Константина Багрянородного, а также «казаки», упоминаемые в Никоновской летописи, это один и тот же народ.

И что раньше это слово обозначало «боевой уран», то есть боевой клич, который применяли во время схваток, чтобы была возможность не только подбодрить воинов, но и отличить своих от врагов.

И что вообще «казаками», «косогами» или «кайсаками» называли вначале особое военное сословие, часть отборных военных соединений, но со временем в силу разных причин перенесли на целый народ. Это равносильно тому, что если бы

гренадерами (отряды отборных воинов) со временем начали называть уже целый народ или племя

Докладчик также утверждал, что это слово не тюркского, а арабского происхождения. Но оставим пока это, потому что сейчас поиск корней слова «казак» не столь важно.

Начал я с этого, потому что сегодня разговор у нас пойдет о племени, которое, как считают историки, вошло потом в состав «казаков».

Это саки. Некоторые ученые делят слово «кайсак» или «казак» на две составляющие — «кай» и «сак». А есть, которые пошли еще дальше и переводили его как «кай» (царский) и «сак» (скиф).

Впрочем, не будем отвлекаться на теории. Лучше, сынок, узнаем, кто такие были на самом деле эти саки.

Каменный свидетель

Мы уже говорили с тобой о скифах. И если помнишь, существует предположение, что под этим общим названием укрывались очень разные племена. Так вот саки как раз из этих племен. Из тех самых скифов.

Историки утверждают, что саки вообще являются племенем, входившим в состав царских скифов. Об этом факте свидетельствует известная каждому историку надпись на одной скале, так называемая Бехистунская, где высечены слова персидского царя Дария. Да будет тебе известно, что Бехистунская надпись — это трехъязычный  клинописный текст на скале Бехистун в Иране, высеченный по приказу царя Дария Первого о событиях 523—521 гг. до нового времени. Прочтен в начале XIX века английским ученым Роулинсоном.

Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 2

Ты помнишь царя Дария, как он позорно бежал из Скифии? Так вот, в этой надписи перечисляются названия племен и народов, которые покорились «царю царей». Там, в частности, говорится о племенах «сака», живущих за Сыр-Дарьей.

Но по свидетельству Геродота, персы называли саками вообще всех скифов! Впрочем, понятие «саки» появляется задолго до нашествия на персидский престол Ахеменидов, одним из которых был Дарий. Они упоминаются и в более ранних письменных источниках.

Еще в конце 8 — начале 7 веков до нашего времени ассирийские клинописи рассказывают о племенах — так называемых «гиммири». Они были хорошо вооружены, передвигались исключительно на конях и постоянно опустошали приграничные области Ассирии.

Не народность, а отряд

«Отец истории» Геродот тоже пишет о киммерийцах, ушедших на запад под натиском саков. Затем они, а также ушедшая с ними часть скифов, основали свое государство. Оно находилось на территории Малой Азии и Северного Ирана. Недавно было установлено, что слово «гиммири» обозначает не народ, на иранском это «конный отряд»!

Обрати внимание, сынок, на созвучность названий племен «кайсак» и «сак», а также на то, что такие слова, как «гиммери», обозначают одно и то же — «конные вооруженные отряды».

На мраморной плите, обнаруженной на территории проживания киммерийцев, есть надпись, в которой упоминается вождь Тугдамме, названный царем саков. Высечена она была царем Ашшурбанапалом в 669-631 году до Рождества Христова.

После расшифровки стало понятно, что персы эти названия не выдумали, а перенесли на плиту практически точно. Именно так называли себя некоторые кочевые племена, обитавшие рядом с персами в Средней Азии, на Ближнем Востоке.

Известны две группы текстов, которые свидетельствуют о саках. Первая — клинописи наскальных надписей, сделанных ахеменидскими царями. Вторая — сведения греко-римских авторов.

Вот на них-то в основном и ссылаются ученые, исследующие историю скифов и саков

На смерть Кира

Я уже рассказывал тебе о неудачном походе персидского царя Дария в Скифию, который бежал оттуда, оставив раненых и пеших воинов, а также все свое добро. Он еще легко отделался. А вот его предшественник, некий Кир, за свою глупость поплатился жизнью. Он был внуком другого Кира — царя страны Пасуаш из рода Ахеменидов.

В 553 году до нашего времени Кир восстал против своего сюзерена — мидийского царя Астиага, а через три года уже захватил дворец прежнего царя Ирана. Затем удача сопутствовала ему практически во всем. В 547 году было разгромлено лидийское царство Креза, а в 539 уже Вавилония. И именно Кир создал огромную персидскую империю.

Между тем еще в период захвата Вавилонии он проверял на прочность силы саков. Благодаря тем же клинописям Бехистунской надписи известно, что на границе с саками был сооружен город Курушката — возможно, переводится как «город Кира».

Таким образом, Кир отметил свое появление вблизи сакских степей. Впоследствии город был переименован в Кирополь, на греческий манер. Второй поход в эту страну Кир совершил в 533 году до нашего времени, уже в преклонном возрасте, ему тогда исполнилось 70 лет.

Но странно, что его противников Геродот иногда именует массагетами. Словом, выдвинувшись вглубь степи, персидские войска были вымотаны степняками. А затем в роковом бою попал в плен и сам Кир. Правда, некоторые историки и исследователи того времени утверждают, что тогда во время битвы он не был убит.

Но самое интересное, что существует очень красивая история, но с кровожадным сюжетом — легенда о царице Томирис. После той битвы якобы она приказала отрубить Киру голову и бросить ее в бурдюк с кровью со словами:

«Ты хотел нашей крови, так пей ее!»

По другим же сведениям, Кир погиб в одном из последующих сражений, его тело было доставлено в Персию и там с почестями похоронено в гробнице Пасаргады.

Саки-тиграхауда

Тут опять можно упомянуть нашего старого знакомого — персидского «царя царей» Дария, который на Беxиcтyнской скале пишет о саках так:

«Говорит Дарий царь: затем я с войском отправился против Страны саков. Затем саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Когда я прибыл к реке, перешел со всем войском на ту сторону. Затем я наголову разбил часть саков, а другую захватил в плен…

Вождя по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Тогда я другого назначил их вождем, как было на то мое желание. Затем страна стала моей».

Сам царь саков Скунха изображен на Бехистунской скале в остроконечном колпаке, а не с обнаженной головой, как другие пленники, но зато вполовину роста. Это говорит о том что, возможно, саки не были полностью подчинены персами, и поэтому их царь стоит в своем головном уборе.

Интересно, что в этой надписи упоминаются «саки в остроконечных колпаках», то есть подразумеваются саки-тиграхауда. По всей вероятности, надпись указывает на местоположение страны саков-тиграхауда, она находилась в районе северо-востока от Согда.

Центром Согда, как известно, был Самарканд, на востоке Согда граничил с Ферганой и Чачем (Ташкент). Значит, Страна саков отделялась от Согда рекой Сыр-Дарьей.

Дарий, а также Кир называют в своих надписях еще один племенной союз — средне-азиатские саки. Это саки-хаумаварга. То есть саки, которые почитают Хаому. Что это такое, сын мой? А вот об этом я расскажу в следующем письме.

Письмо второе

Здравствуй, сын! Спешу сообщить тебе, что некоторые мои письма читают наши друзья, я делаю для них даже копии. И говорят, что из моих письменных историй получилась бы целая лекция о степных народах.

Может быть я прочитаю их как-нибудь на собрании Русского императорского географического общества, как и мырза Жакип Акбаев (в Санкт-Петербурге его называют еще Якуб мырза).

Итак, мы остановились на саках-хаумаварга, которые почитали Хаому. Хаома — это вызывающий галлюцинации некий напиток, получаемый из травы эфедры.

Интересно вот что: Хаома Златоглавый был одним из божеств арийских племен, которые и стали употреблять напиток из хаомы в качестве возбуждающего средства. Вот что сказано в легенде о происхождении ариев: там утверждается, что давным-давно мудрец Заратуштра-арий из рода Спитамы нашел убежище вдали от родных мест у одного царя Кави некой «арийской страны».

Туда он принес новое учение. Это были пастушьи племена — словом, степняки, поклонявшиеся богине Митре. Священное же писание Заратуштры получило название Авеста, что переводится как «Наставление» или «Восхваление». Есть предположение, что родина ариев находилась где-то в районе либо Средней, либо Центральной Азии.

Поглотители хаомы

Изготовление и употребление хаомы саками-хаумаварга было как бы продолжением веры ариев, неким религиозным обрядом. После принятия этого напитка саки могли легко перемещаться к обиталищу Бога Хаомы, которое находилось высоко в горах где-то на Памире.

Геродот рассказывает еще о саках-ортокарибантиях, то есть саках-острошапочных и саках-амюргиях. Но наиболее загадочным считается вопрос об отсутствии упоминаний так называемых массагетов, а ведь именно они в свое время входили в состав Кирской державы. Как я уже писал, о них упоминает Геpoдот.

Существует даже теория, что массагеты и саки — это одни и те же племена. Хотя некоторые это мнение не разделяют. В наскальной Бехистунской надписи говорится о племенах дахов — возможно, именно они тождественны массагетам. А в Песепельской надписи Кира именно дахи находятся в перечне самых крупных завоеваний этого царя.

Дахи упоминаются и среди союзников Дария Третьего, который проиграл войну Александру Македонскому. А в рассказах о битве при Гавгамелах они упоминаются как противники, противостоящие коннице Александра Македонского. Там повествуется также об их вооружении и о том, что они вместе с лошадьми покрыты броней, защищавшей от вражеских стрел. Такого рода вооружение, отмечает Геродот, было много раньше именно у массагетов.

Массагеты

По некоторым данным, дахи были военным ядром сырдарьинских и приаральских племен. В некоторых случаях они назывались «казаками», а в данном случае «дахами». То есть вполне возможно, что это просто название военного объединения. Также, как и «киммерийцы».

Но уже в третьем веке до нашего времени название «дахи» вытесняется словом «массагеты». Стало быть дахи либо вобрали в себя массагетов-саков, либо уничтожили, как это бывает в истории.

В своем путешествии, которое продолжалось несколько лет, «отец истории» Геродот пишет, «как аримаспамы вытеснили из страны исседон, так и скифы были вытеснены исседонами». Но вот интересный и характерный случай: историк Арриан писал об одном попавшем в плен к массагетам согдийце Спитамене. Между прочим, именно Арриан часто упоминает и скифов-массагетов, и скифов-даев, иногда даже путая их. Итак, вот что он пишет:

«Скифы эти (массагеты) жили в крайней бедности, не было у них ни городов, ни оседлого жилья, бояться за свои блага им было нечего, поэтому склонить их на любую войну ничего не стоило… Потерпев поражение, массагеты разграбили обоз бактрийцев и согдиан, воевавших вместе с ними, а потом бежали…

…когда до них дошла весть, что Александр собирается вторгнуться в пустыню, они отрезали Спитаману голову и послали Александру, чтобы этим поступком отвратить его от этого намерения».

Военные сословия

Хотя известно, что дахи, в отличие от вышеописанных массагетов, были очень сильным отборным войском, так как даже воевали против отборной конницы Александра. Создается впечатление, что дахи и массагеты — это разные племена. Но это не так. Просто дахи — военное ядро, военное сословие тех же массагетов. Массагеты же, возможно, общее древнее название племен, обитавших в Приаралье и степях Восточной Европы.

Во 2 веке до нашего времени начались значительные передвижения степных племен. Потому что тогда в Центральной Азии стала формироваться крупнейшая тюркская держава гуннов. Китайские летописи говорят о том, что ючжийские племена кочевников обрушились на семиреченских саков. Саки же ушли в разных направлениях.

Китайская хроника упоминает их как племена «кэ-сак». Некоторая их часть перешла Сыр-Дарью, затем Яскарт и обрушилась на Греко-Бактрию, ставшую после Александра греческой. В частности, Страбон (это тоже очень известный греческий историк) рассказывает, что тогда в плен попадали представители нескольких племен — асси, тохары и сака-караулы. В книге истории Помпея Трога, которая известна в научных кругах только по ссылкам на нее, говорится о племенах «сарауков”.

Итак, это слово можно разделить на две части: сака — рауки, а возможно, и сары — ауки. То есть «светлые саки”. Волей-неволей сразу вспоминаешь о половцах, которые частью были светловолосые и голубоглазые. Название же «сака-караулы» вообще можно перевести как «военные посты саков».

А если вспомнить, что иногда «казаков» называли «косогами», напрашиваются интересные выводы. Можно даже сказать — парадоксальные: возможно, «казаки», «саки», «киммерийцы», «косоги», а также «дахи» или «даки», это искаженное произношение термина «саки”. То есть военное сословие народов, часть которых они составляли. Лишь позже это название военного сословия перенесли на целые племена. Впрочем, это всего лишь предположение. Все,  сынок, продолжение в следующем письме.

Письмо третье

Сакские цари, упоминаемые античными авторами, обладали безграничной властью. Такой же, как персидские «цари царей» или римские императоры. Из всей известной нам на сегодняшний день информации можно сделать вывод, что цари саков всегда считались не «подчиненными» персидских царей, а их почетными союзниками.

Историк Арриан упоминает о том, что власть наследовалась. Причем также, как у печенегов — от брата к брату. Упоминается и о переговорах Александра Македонского с «царем скифов». Он не считал бои с Александром войной. Мол, «его народ считает, что это всего лишь мелкие столкновения».

Возможно, саки, как в последствии и тюрко-монголы, проводили своего рода курултаи. В числе властных вертикалей Арриан упоминает о так называемых сатрапах. Это военачальники, которые должны управлять какой-либо местностью или подданным племенем. После этого на втором месте называются «могущественные мужи скифских племен». Возможно, были у них и жрецы, верховным среди которых был наверняка их военный вождь. Как, например, в случае с печенегом Бурчевичем, о котором я рассказывал тебе в предыдущих письмах.

Между прочим, великолепным качествам сакских воинов и их коней было посвящено множество летописей греческих авторов.

Нравственные устои

Вот написанное Ксенофонтом, который долго жил при дворе царя персов и самолично мог встречать саков:

«Персидский царь устроил конные ристалища для всадников, представлявших разные народы. Длина беговой дорожки была определена в пять стадиев. Когда начались бега, какой-то молодой сак вырвался вперед. Он достиг финиша, оставив всех остальных всадников почти на половине дорожки. Персидский царь предложил саку царство в обмен на коня. Но тот отказался, заявив, что отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго человека».

По этому отрывку можно судить о том, насколько благороден был этот сакский юноша и как высоко ставил нравственные принципы. Ему было важно не богатство, не золото, не какое-то там царство, а человеческое участие. В этом суть нравственных критериев номадов. На этом, пожалуй, завершу свое послание, сынок.

До скорой встречи.

Да хранит нас всех Аллах.

Продолжение следует

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter