Сегодняшние тои — не столько торжество, сколько состязание в превосходстве, считает известный этнограф и дизайнер Ырза Турсынзада.
Свое мнение она высказала порталу Sputnik Казахстан.
По ее мнению, устраивать свадьбы на 500-1000 человек не имеет смысла. Виновники торжества уже не понимают: кто пришел, кто ушел… Их тосты тоже не остаются в памяти.
«У казахов нет ничего больше, чем праздников» — особенности тоев
«В современном мире не так много близких людей. От силы 50-100 человек, иногда и меньше. Например, я была на свадьбе евреев. Собралось около 15-20 самых близких людей. Как обычно, самые близкие — это проверенные временем люди, которые не будут лукавить. Поэтому прозвучали самые искренние пожелания, все делились воспоминаниями, была душевная посиделка. Вот такие вечера запоминаются», — подчеркнула Турсынзада.
Этнодизайнер отметила, что необходимо рационально использовать собравшееся большое количество людей. На таких мероприятиях нужно рассказывать просвещающие сознание истории.
Сейчас на тоях звучат только похвальные речи
«А на свадьбу, прежде всего, нужно звать самых близких, единомышленников, которые искренне желают тебе добра. Возможно, человек, который дома вас обслуживает, более сочувствующий, чем министр, которого ты зовешь. Или старики, которые гораздо более доброжелательны, чем приятели-богачи», — говорит Турсынзада.
Ырза Турсынзада затронула еще один немаловажный вопрос.
Что бы ни делали казахи, делают из-за боязни осуждений
«Например, несмотря на то, что у меня есть возможность сделать той, тусаукесер внуку я сделала дома. Возможно люди скажут: «У Ырза апай нет денег, чтобы сделать той для внука». И пусть говорят, мне все равно. Это их проблемы», — говорит Турсынзада.
Недавно к ней обратилась женщина за советом. Вдова хотела сделать той сыну, боясь осуждения. Мол, отца нет, вот и не смогли устроить торжество.
«Я ей сказала: твоих детей эти гости будут кормить? Лучше отправь деньги детям. Оказывается, они обучаются за рубежом. Сегодня ты боишься, что скажет один, завтра другой, так и жизнь пройдет», — говорит этнограф.
«Некоторые просят знаменитого человека разрезать путы ребенку, но никто не задумывается, одобрит ли Господь намерение этого человека?», — рассказала Турсунзада.
Этнограф также возмущена традицией разрезание пут «оптом».
«Знаменитость выделяет один день на разрезание пут», — рассказывает этнограф,
Каракат Абильдина решила зарабатывать на детях
— 50-70 человек собираются в один день и выстраиваются в очередь к нему, чтобы он разрезал путы их детям. За деньги, конечно же.
Казахская земля никогда не видела такого. Что за бесстыдство?
Твой ребенок делает первые шаги в этот мир — разве не закономерно доверить это действие доброжелательным людям из своего окружения?», — сказала этнодизайнер.
По ее мнению, современные люди стали жертвами рекламы. Сделают все для того, чтобы повысить свой авторитет. При этом не задумываются о будущем ребенка, возмущается она.
Ырза Тұрсынзада также высказала мнение на счет традиции проводов невесты в современной интерпретации. Родители чаще стали доверять проводы дочери малознакомым певицам. И это, по ее мнению, неправильно.
«Есть певицы, которые не знают, от кого рожали своих детей. Но эти артистки приходят и провожают мою дочь в дом жениха?
Как матери не боятся за судьбу дочери? Мы же народ суеверный», — говорит Турсынзада.
Разведенная Алтынай Жорабаева: «Не хочу, чтобы кто-то пережил подобную участь»
По ее мнению, не нужны никакие тои и шоу. Дочь нужно выпроводить из своего дома.
«Там же старшие должны дать бата, а образцовые снохи, говоря напутственные слова, должны выпроводить ее из своего очага. И саукеле ей должны надевать не артистки, а те же близкие люди», — высказалась она.