В компании признали проблему отсутствия билетов на самые популярные курортные направления.
Казахстанцы массово отказываются от путевок на Алаколь. Либо вынуждены платить втридорога за проезд к месту отдыха. В редакцию обратились несколько человек, утверждающих, что перекупщики массово скупают билеты в обе стороны по всем направлениям. Проблем, с которыми столкнулись пассажиры, несколько:
Мы обратились за разъяснениями в структурное подразделение АО «КТЖ» — АО «Пассажирские перевозки». Официальный представитель компании Диас Ахметшарип подтвердил наличие проблемы. А также рассказал, что делает КТЖ для ее разрешения.
— Диас, вы же понимаете, что ситуация с билетами в разгар летних отпусков напрочь дискредитирует все старания правительства по развитию туристической привлекательности страны?
— Эта проблема нам знакома. Что мы делаем? С 1 июня запустили два дополнительных маршрута сообщением Семей — Достык и Оскемен — Достык. 30 июня планируем запустить новый поезд, который будет каждое лето курсировать между Нур-Султаном и Достык с остановками на станциях Акши (находится в 3 км от озера) и Жаланашколь (примерно в 70 км от озера).
С 1 июля внедряется новая система продажи электронных билетов. Более модифицированная, нежели существовала раньше
Чтобы избежать коррупционных схем перекупщиков.
— Чем принципиально эта система будет отличаться от действующей?
— При возврате билетов они не будут сразу всплывать в базе как свободные, только через какой-то промежуток времени. Его будет определять робот.
По Казахстану всего 230 официальных касс «Пассажирских перевозок» и около 4,6 тыс. частных касс. Непосредственно с ними сообща перекупщики и действуют, деля маржу с кассирами. В наших кассах ничего подобного нет. Поэтому
с помощью частных касс перекупщики методом клика быстро выкупают поступившие в оборот билеты. Затем оформляют их на подставных лиц и начинают перепродавать
С 1 июля этого не будет.
Но это не значит, что мы не разбираемся с проблемой перекупщиков сейчас. Нам помогает Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. Также линейная полиция в дороге предпринимает усилия. Проблема существует. Да, билетов нет. Мы ждем, как заработает новая система и насколько эффективной она будет против перекупщиков. Также мы ищем новые рычаги, чтобы искоренить искусственный дефицит билетов.
— Разве ваша система не в состоянии опознать, что какое-то физическое лицо, тот же перекупщик, купил сразу 300 билетов на одни паспортные данные? Что за сложности раньше были?
— Такого быть не может. Чаще всего перекупщики выкупают билеты на несколько подставных лиц — 10-20-30 билетов. И только через частные кассы. Новая система уже не позволит одному человеку выкупить более 4-х билетов. Будет действовать принцип «одно купе — в одни руки».
— Куда еще проблематично добраться туристам?
— Только Алаколь. Для жителей Восточного Казахстана мы проблему решили, с 1 июня поезда ходят через день. С 30 июня для жителей столицы будет отдельный маршрут.
— Для южан как?
— С юга пока поездка возможна с пересадками. Из Алматы до Алаколя курсируют два поезда: формирование состава «Пассажирские перевозки» и один частный поезд. Есть маршрут Алматы — Достык, дальше поезд едет в Китай. А там уже на выбор, куда ехать — на ушаралскую сторону Алаколя либо на семипалатинскую. Есть вокзал со стороны Алматинской области, станция Акши, бывший 13 разъезд, он построен за счет средств КТЖ по инициативе акимата Алматинской области.
— Дополнительные составы не хотите в сезон отпусков отправлять в места отдыха?
— Мы хотим, но сейчас очень насыщенный график движения поездов. В планах у нас за лето перевезти около 7 млн пассажиров. Не только по туристским маршрутам, но и по всему Казахстану.
Так что остро встала проблема нехватки вагонов. Мы задействовали весь вагонный парк на 100%. Это 2 229 вагонов. Из них 670 — комфортабельные вагоны «тулпар-тальго».
Скрывать не будем, половина вагонного парка — это старые вагоны, не оснащенные кондиционерами
Ставить их нецелесообразно с экономической точки зрения.
— Среагировали на ажиотаж вы, конечно, поздновато, в самый разгар отпусков. Но на будущее, с учетом этой ситуации, собираетесь принимать какие-то более продвинутые меры из-за нехватки вагонов и билетов?
— Мы ждем обновления вагонного парка до конца 2019 года — около 70 новых вагонов. В следующие 10 лет думаем обновить 1 200 вагонов. Конечно, будем думать над развитием таких сообщений как Алматы — Алаколь, Шымкент — Алаколь, Тараз — Алаколь и так далее. Это в перспективе. Пока проблема в дефиците вагонов.
— А железнодорожную инфраструктуру поближе к озеру не хотите наладить? Чтобы не 70 км ехать от станции к озеру, а поближе?
— Это вопрос к Министерству индустрии и инфраструктурного развития, они занимаются прокладкой маршрутов.
В будущем, скорее всего, что-то в правительстве будут думать, поскольку о развитии Алаколя говорят давно и серьезно. Полагаю, будет построен большой терминал, чтобы туристы могли спокойно добираться до зоны отдыха и обратно.