Казахский народ создал много песен и традиций. Все они имеют между собой невидимую связь. Одна из них называется «Құстар әні» (Песнь птиц). Слова написал поэт Туманбай Молдагали, музыка композитора Нургисы Тлендиева. В песне есть такие строки:
Құстар, құстар сызылтып ән салады,
Сол әнімен тербетеді даланы.
Ал адамдар күліп бастап өмірін,
Кетерінде жылай да алмай, жылай да алмай қалады.
…
Птицы, птицы поют свою песню красиво,
Так они убаюкивают степь.
Люди начинают свою жизнь радостным смехом,
Но когда уходят из этого мира не успевают заплакать.
(Смысловой перевод Б. Оспан – примеч. ред.)
Казахи относятся к жизни как некоему полету, который берет свое начало в момент рождения человека и заканчивается с его последним вздохом на этой земле. Казахи всегда верили, что существует потусторонний мир.
Пожилые казахи о приближении смерти говорят иносказательно «Аяғымызды үзеңгіге салып тұрмыз ғой» (Мы одной ногой на стремени коня).
Казахи верили, что два мира сосуществуют рядом. Наверное, поэтому считалось, что порог юрты является границей двух миров. Поэтому нельзя было наступать на порог, тем более садиться на него.
Казахи стараются не говорить о кончине человека напрямую — «өлді» (умер).
И оповещают об этом иносказательными словами: «Ол көз жұмды» (он закрыл глаза); «Қайтыс болды» (возвратился); «О дүниелік болды» (ушел в мир иной); «Дүние салды» (оставил этот мир) и т.д.
У казахского народа немало традиций, связанных с кончиной человека: «Естірту» (оповещение о смерти); «Жан садақа» (жертва для уходящей души); «Жоқтау айту» (плач об усопшем); «Тоқтау айту» (призыв к прекращению чрезмерного горевания); «Қаралы ту тігу» (установление траурного стяга); «Көңіл айту» (соболезнование); «Көрісу» (свидание с близкими усопшего); «Жетісін өткізу» (7-дневные поминки); «Қырқын беру» (40-дневные поминки); «Жүзін беру» (100-дневные поминки); «Жыртыс беру» (раздача тканей); «Киім тарату» (раздача одежды); «Ас өткізу» (проведение годичных поминок) и многие другие.
Одна из них называется «Ақ таяққа сүйену» (опираться на белый посох).
В казахской культуре есть понятие «опираться на посох». Почтенные люди опираются на свои посохи (деревянные палки). Из посохов долгожителей изготавливают бесік (детскую колыбель). Таким образом желают новорожденному прожить долгую жизнь.
Есть посохи на которые опираются әулие (святые люди).
Детям которые случайно опираются на палку делают строгое замечание «Таяққа сүйенбе!» (Не опирайся на посох).
Считается, что это предвещает смерть.
Когда человек уходит в мир иной, в дом приходят люди, чтобы выразить свои соболезнования. Родственники усопшего встречают прибывших у дома покойного, стоя в ряд. Каждый из них обвязывается белым платком и в руках держит белый посох. Посохи белые потому что они становятся такими, когда их нарезают и чистят кору. Таким это пожелание, чтобы на том свете путь покойного был светлым.
Во время похорон, исполняя традицию «Ақ таяққа сүйену», дают понять, что люди лишились опоры.
Самые близкие родственники мужского пола ушедшего в мир иной становятся в ряд и опираясь на белые посохи плачут по покойному. Пришедшие разделить горе поочередно подходят к каждому из них и обнимая высказывают слова соболезнования.
Писатель Мухтар Ауэзов описал традицию «Ақ таяққа сүйену» в романе «Путь Абая»:
«Поднявшись на бугор перед аулом, скачущие сразу заметили траурный стяг и понеслись к нему стремительно и бурно, точно весенняя река. Люди мчались с криком и громким плачем. Абай, скакавший в средних рядах, различил около тридцати мужчин, стоявших за белой юртой, они согнулись и плакали, опираясь обеими руками на белые посохи. Это были родичи Божея, приготовившиеся к встрече гостей.
Всадники доскакали и спешились. Во главе ожидающих стояли Байдалы, Байсал, Тусип и Караша, за ними – остальные родственники; они тоже опирались на белые посохи и плакали навзрыд.
Целая толпа ловких, быстрых джигитов выбежали навстречу приехавшим; они помогали верховым спешиться, привязывали коней и под руки отводили гостей к старшинам аула. Вместо приветствий приехавшие обнимали хозяев и плакали с ними. Увидев, как рыдают Байдалы и Байсал и другие старейшины, Абай не выдержал. Сходя с коня разразился искренними слезами».
Казахи и сейчас придерживаются этой древней традиции.