Чтобы официально уменьшить доходы семьи и получить соцпособия, люди разводятся и увольняются с работы.
Разводящихся только ради получения государственной адресной социальной помощи действительно становится все больше, уверяют общественники. А некоторые с той же целью даже увольняются. Конечно, если размер зарплаты невелик.
Схема проста. Если речь идет о многодетных малоимущих семьях, при назначении помощи учитываются доходы всех ее членов. А развод позволяет из этой цифры исключить долю мужчины. Иначе может не получиться претендовать на дополнительные средства от государства.
Многодетные мамы рассказывают министру Абылкасымовой о своих миллионах
«Бомбить» акиматы звонками начали даже еще до того, как новые правила вступили в силу (а это 1 апреля 2019). С 1 июля 2019 размер АСП даже увеличат (хоть и не для всех категорий), и не исключено, что «коммерческих разводов» станет еще больше.
Председатель правления ОФ «Союз кризисных центров» Зульфия Байсакова говорит, что просто разводиться стало выгодно, хоть и не для всех.
— Адресная социальная помощь для многодетных малообеспеченных семей – чуть меньше 21 тыс. тенге на каждого ребенка. Многодетной семья считается, если в ней четверо и более детей. Возьмем минимум – четверо.
Тогда семья будет получать 80 тыс. тенге только АСП,
— сказала Байсакова.
«Верните статус многодетной матери» — мать четверых детей
Кстати, согласно данным комитета по статистике, в 2018 году модальная (наиболее часто встречающаяся) зарплата у нас составляла как раз 80 тыс. Так что
некоторые даже увольняются с работы, если посчитают, что выгоднее сидеть с детьми и получать пособие
При назначении пособия в расчет берется совокупный доход всех членов семьи. И чтобы из этой цифры исключить доходы отца, разводятся. Всплеск пошел как раз с апреля.
Президент фонда «Улагатты жануя» Марианна Гурина утверждает, что подобная картина по всей республике. Причем началось это даже до того, как начали действовать новые правила.
— Обещали-то еще раньше, и такие семьи буквально «бомбили» акиматы звонками. Был даже случай,
женщины из одного региона рассказали, что побили акима, потому что он не дает деньги,
«зажал». Я им говорю, не зажал, а просто не выделили еще, потому что рано, — вспомнила она.
По мнению Гуриной, люди просто вынуждены предпринимать такие шаги, поскольку нынешние доходы у них слишком малы. Вот и приходится как-то исхитряться ради дополнительных.
Уже после 1 апреля люди какое-то время присматривались, рассчитывали, а потом пошла волна разводов. Правда, точные цифры общественники называть не берутся.
— У нас в Алматы есть центр «Бахытты Отбасы» для многодетных матерей. Он открылся в начале мая и за 16 рабочих дней принял около 2 тыс. семей. Анализ показывает, что очень высокий уровень разводов идет именно ради получения адресной помощи. Точной статистики конечно нет, но полагаю, что примерно четверть. И это не только в Алматы, — говорит Байсакова.
Чем больше семья, тем хуже она оценивает ситуацию в стране — итоги исследования
Чтобы как-то изменить ситуацию, она предлагает
вообще отказаться от нынешнего механизма предоставления адресной социальной помощи
— Согласно Кодексу о браке и семье, многодетной семьей считается та, в которой четверо детей и более. Закон о жилищных отношениях социально уязвимыми группами называют многодетных матерей. И зачем нам еще делить их еще на хорошо и плохо обеспеченных? Наше предложение – выплачивать всем многодетным семьям по 10 500 на каждого ребенка. Причем делать это нужно очень быстро, буквально с 1 июля, — заявила она.
Скорее всего, в этом случае для действительно малообеспеченных придется возвращать часть былых льгот, но этот момент общественница не затронула.
Кроме того, Байсакова считает, что детям нужно дать особые льготы.
Всем из многодетных семей – горячее бесплатное питание в начальных классах и школьную форму
— Вообще, всем детям без исключения я бы определила бесплатный проезд в общественном транспорте, — добавила она.
Особо Байсакову огорчила деградация в обществе семейных ценностей.
— Мы все рассматриваем через призму «где бы урвать мешок сахара», и это просто ужасно. Хотя семья – это гарантия еще и экономического развития, — сказала она.