Легенда, что Алматы изначально вселился в райские кущи из яблонь, урючин и боярышника, должна быть развенчана.
Самый маститый ученый среди историков Алматы Карл Байпаков рассказывал, что местность, где было суждено возродиться и стать мегаполисом бывшей столице Казахстана, еще в XIX веке имела весьма скудную растительность. И здесь мы совершенно справедливо отделим верхнюю часть Алматы от той, где зачиналось военное укрепление, названное форт «Заилийский».
А вот древнее поселение Алматы тысячу лет назад действительно находился в зоне предгорной лесистости
(Видимо, от того и осталась у людей память о райских кущах). Так вот, от этой точки и до самых прилавков Заилийского Алатау лишь в редких местах стояли небольшие группы карагача. В основном они росли возле сакских курганов, начинавшихся примерно от места, где сейчас находится выставочный комплекс «Атакент», и распространявшихся на запад.
И тут все понятно: на территории Ботанического сада в середине 20 века тоже было раскопали городище времен сакского господства в Семиречье.
Итак, в городе Верном, как назвали будущий Алматы русские переселенцы, к вопросам озеленения относились весьма серьезно. Понимали, что дерево дает не только тень, но и озон. Да и как жить, если все лето не радует глаз унылая выжженная равнина? Посадочный материал везли отовсюду.
Когда руководителем Семиречья стал генерал Герасим Колпаковский, дело озеленения приобрело грандиозный размах
Однако справедливости ради следует упомянуть и тот факт, что не менее грандиозно в первые годы строительства вырубались тяньшанские ели, тысячелетиями украшавшие склоны гор. Были тому и объективные причины, и субъективное желание иметь дом только из этого благороднейшего дерева.
К фактору объективности отнесем разрушительные землетрясения 1887 и 1910 годов, после которых Верный пришлось отстраивать заново. А для этого требовался строевой лес. Более того, в 1887 году катаклизм унес множество жизней верненцев, погибших от падения на головы и тела каменных стен их же домов. После этого в городе запретили строить дома из камня.
И поскольку Верный рос ускоренными темпами, вырубка леса приобрела грандиозный масштаб. Но был в нашем городе человек, который более чем кто-либо понимал, чем грозит вырубка горных склонов. Звали его Эдуардом Оттоновичем Баумом. А может быть он просто был горячо влюбленным в лес?
И в том, и в другом случае именно ему, по большей части, мы обязаны тем, что живем в городе-саде Алматы.
И традиция высаживать тысячи молодых деревьев ежегодно, слава Богу, не забыта, а в последние годы и вовсе увеличивает число зеленых друзей алматинцев. Правда, делается это не руками самих горожан, оторвавшихся от традиций предков, а силами городских служб благоустройства. Тем не менее, и за то спасибо отцам города, что восстанавливают былую славу Алматы.
Алматинский краевед Владимир Проскурин рассказывает, что еще большее развитие работы по озеленению получили после приезда в Верный в 1874 году ученого-лесовода Эдуарда Баума — профессионала, фанатично преданного своему делу. Он разработал и упорядочил целую систему озеленения. Баум убедил руководство города и области в необходимости выкорчевки старых гибнущих деревьев и замене малоценных местных пород на привезенные более долговечные и декоративные — дуб и вяз.
По его инициативе было издано распоряжение, что каждый житель Верного обязательно должен высадить 20 деревьев
С самого начала своей деятельности Баум занялся упорядочением древесных насаждений и лесопосадок. Начав с расширения основного лесного питомника – Верненской лесной рощи, известной ныне как роща Баума, — Эдуард Оттонович занялся организацией целой сети питомников. Постепенно они превратились в рощи, а многие существуют и поныне.
Бытописатель края В. Шнитников вспоминал об Эдуарде Оттоновиче Бауме:
«… это был настоящий фанатик леса, дрожащий над каждым деревом так, будто сам его сажал и ухаживал за ним. И для него всегда было ножом острым то исключительное обстоятельство, что после землетрясения 1887 года в Верном ему приходилось давать разрешение на рубку деревьев под строительство».
Мемуарист описывает курьезный, но одновременно и трагический случай:
«На декабрьском 1910 года областном съезде чиновников Баум решил, неизвестно уже в который раз, выступить в защиту леса. Он был известен как прекрасный оратор, и будто на его доклад собрался весь город.
Величественным седым почтенным стариком он появился на трибуне и произнес горячую громовую речь, что в Семиречье леса имеют особое значение, что здесь нужно дорожить каждым деревом и что смешно и глупо из-за страха перед каким-то воображаемым землетрясением разорять край истреблением леса, последствием чего будут засуха и неурожай…
И только неуравновешенные люди могут до сих пор думать, что если в Верном однажды было землетрясение, оно непременно будет опять. Тут он привел примеры известных в истории землетрясений, которые не повторялись сто и более лет, и закончил свою речь пламенным призывом к здравому смыслу присутствовавших и требованием к властям отменить наконец запрещение в Верном возводить каменные постройки и встать на защиту гибнущего леса.
Речь Баума произвела огромное впечатление. Ему была устроена овация. Можно было ручаться, что призыв будет услышан. Но речь эта была произнесена днем 21 декабря, а ночью… разразилось землетрясение, оставившее далеко за собой даже катастрофу 1887 года!
Сам Баум едва не погиб, выскочив в одном белье на мороз — он схватил жестокое воспаление легких
Это поразительное совпадение прямо ошеломило всех, кто слушал доклад, содержание которого было темой оживленных бесед в городе», — свидетельствует Шнитников.
Вот такое поразительное совпадение.
И все же спустя более века после тех страшных событий, присоединимся и мы к убеждению великого лесовода и патриота своего края, Почетного гражданина города Верного, который в течение полувека занимался зеленым строительством Семиречья.
По международным стандартам
звание города-сада может принадлежать только тому пункту, где на каждого жителя приходится не менее 15 деревьев
Посчитайте, сколько людей живет в вашем дворе и сколько деревьев в нем растет…