На недавней встрече президентов Казахстана и Узбекистана в Ташкенте стороны договорились участвовать в разрешении афганской проблемы. Что же реально могут предпринять Нур-Султан и Ташкент? Расскажет эксперт по Центральной Азии Аждар Куртов.
— Казахстан не возражал и солидарен с высказываниями, которые периодически Ташкент озвучивает по афганской проблеме. Еще при первом президенте Узбекистана Исламе Каримове были инициативы, связанные с подключением регионального аспекта для урегулирования ситуации в Афганистане, — отмечает эксперт в интервью ИА Regnum. — Каримов считал, что соседние с Афганистаном страны должны принимать больше участия в судьбе этой страны. В таком подходе нет ничего плохого, он абсолютно правильный.
Другое дело, что эти страны ничего не могут предложить для решения ключевой проблемы Кабула — обеспечения безопасности.
Ее не может решить ни сам Кабул, ни те страны, к которым он обращается за помощью
— Получается, что заявления в большей степени носят формальный характер?
— Войска туда Казахстан и Узбекистан посылать не будут. Да и какой-то военно-технической помощи Кабулу ждать не следует. Хотя некоторые возможности у этих стран есть. В Казахстане, напомню, действуют предприятия оборонного комплекса — например, там делают мотострелковое вооружение.
Афганский рынок, если говорить в целом, весьма специфичен. Открытым остается вопрос о платежеспособности страны. Все последние годы они расплачивались теми средствами, которые выделяло так называемое мировое сообщество «на восстановление Афганистана». Но это не рыночная форма торговли.
Каким боевикам Афганистана интересна Центральная Азия?
Какую-то часть продукции Казахстан и Узбекистан могли бы продавать и получать «живые деньги», но едва ли это будет устойчивым процессом. Скорее всего, речь идет об отдельных партиях товаров, причем в весьма непродолжительное время. О долгосрочных и длительных планах в привязке к Афганистану говорить весьма и весьма проблематично.
— Возможна ли в нынешних условиях реализация региональных проектов — ТАПИ и CASA-1000?
— О подобных проектах говорят уже около двух десятков лет. Они до сих пор не преодолели стадию обсуждения. Газопровод ТАПИ (магистральный газопровод по маршруту Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия) начинают строить раз в несколько лет, но это ничем не заканчивается. Существует несколько проблемных участков, из-за которых завершение проекта в обозримом будущем едва ли возможно.
Встречи действительно проводятся, договоренности заключаются, инвесторы ищутся, а дело не движется
Кроме газопровода существует дорожное строительство. И тут нужно отдать должное — Узбекистан провел дорогу до Мазари-Шарифа (столица провинции Балх), что для Афганистана в условиях отсутствия железнодорожной сети весьма и весьма кстати.
Что касается проекта CASA (энергетический проект Центральная Азия — Южная Азия ) — в нынешних условиях его реализация весьма затруднительна. И дело тут не только в Афганистане, но и в других вероятных участниках этой амбициозной, но весьма сомнительной затеи.
— Будут ли Узбекистан и Казахстан участвовать в проектах, находящихся в южных провинциях Афганистана?
— Вряд ли. Для этого нет условий. Северная часть страны населена не пуштунами, а теми же афганскими узбеками. С ними Ташкенту легче находить общий язык. В южных провинциях присутствуют сложности, которые в настоящий момент непреодолимы.
Афганистан: новый узел проблем или позитивные изменения?
Возможности строительства предприятий или перерабатывающих мощностей, в которых могли бы участвовать Ташкент и Нур-Султан, существуют только в теории, на практике же это невозможно.
— Какие проекты Казахстана и Узбекистана в Афганистане будут реализованы на практике?
— На практике Казахстан и в меньшей степени Узбекистан могли бы выделять средства на развитие экономики Афганистана хотя бы в качестве солидарности. Однако замечу, что за все годы афганская экономика, как черная дыра, поглотила очень много средств, выделенных под различными предлогами и на различные программы и проекты.
Масштабы разворовывания, к которому причастны ближайшие родственники главы афганского государства, просто поражают. И самое главное, что эти факты широко известны. При таких обстоятельствах
вкладывать серьезные средства без гарантий успешности проекта весьма неразумно
Все надеются, что мировое сообщество решит глобальные проблемы в Афганистане.
Простой пример — в нулевые годы афганское правительство запланировало к реализации два крупных проекта — разработку меднорудного и железорудных месторождений. На первое претендовал Китай, на второе — Индия. Казахстан не претендовал ни на что, и это при том, что горнодобывающая отрасль — один из коньков казахстанской экономики. Но может быть и хорошо, что тогда еще Астана отказалась от конкуренции с «зубрами» региона, потому что даже они в итоге не смогли ничего сделать.
Это только один пример не самого крупного проекта, под который на момент начинания Афганистан с увлечением искал инвесторов.
Нынешняя ситуация такова, что сейчас Афганистану можно помочь в создании сельскохозяйственных кооперативов или завода по переработке шафрана. Но это никак не приблизит решение афганской проблемы.
По большому счету, если США, страны Евросоюза, Россия и даже Китай не нашли ключ к решению проблемы, что могут сделать Узбекистан и Казахстан?