Довольно сложно однозначно определить нынешнюю ситуацию в Афганистане. Либо здесь разворачивается позитивная последовательность событий и процессов, либо, напротив, завязывается очередной узел проблем. Ломать голову над которыми придется лучшим дипломатам и военным.
США и Талибан в конце января 2019 договорились о принципах будущей мировой сделки. Одно из ключевых условий — гарантии от «Талибана», что территория Афганистана будет закрыта для террористических организаций. И эти гарантии очень важны для США.
Несмотря на договоренность, некоторые американские обозреватели напомнили, что в прошлом «Талибан» уже брал на себя такие обязательства, но не выполнил.
Читатели знают, что войска НАТО зашли в Афганистан, преследуя именно эту ультрарадикальную организацию, осуществившую теракт 9/11 и укрывающую своих лидеров под крылом афганских талибов.
Но террористический ресурс Центральной Азии не ограничен одной «Аль-Каидой». Талибы достаточно долго ведут боевые действия против «Исламского государства Хорасана» (ячейка запрещенной группировки ДАИШ), несут серьезные потери, но… по сей день не могут подавить.
Начиная с 2002 года, сопротивление присутствию НАТО под эгидой Талибана было объединяющим стимулом для различных вооруженных групп. В Афганистане действуют как минимум 18 группировок, признанных террористическими. «Талибан» более-менее способен влиять на 14.
Выступая от имени талибов, неталибанские террористы получают легитимность в коллективном движении сопротивления. А сам «Талибан» при этом — опытных бойцов. Соответственно, в случае его победы в Афганистане группировки будут относиться к стране как к своей базе.
В США значительная часть военных экспертов опасается, что Афганистан станет новой «пиратской республикой» и будет представлять прямую угрозу США, Пакистану, Индии. И в меньшей степени постсоветской Центральной Азии. В статье мы сосредоточимся на нашем регионе в разрезе ситуации в Афганистане.
Талибы долгое время получали деньги и оружие от пакистанских спецслужб, но отношения двух сторон не безоблачны. «Талибан» кооперируется с военизированными группировками, имеющими намерения свергнуть правительство Пакистана.
С талибами тесно сотрудничает филиал «Аль-Каиды» на полуострове Индостан. Его бойцы воюют в Афганистане и регулярно нападают на пакистанский госаппарат. Другие друзья талибов – отдельная одноименная организация «Пакистанский Талибан» и его «филиалы» (например, группировка «Лашкар-э-Джхангви»).
В целом
афганский конфликт стал своего рода отдушиной для антиправительственных группировок Пакистана
Особенно тех, что базируются в Зоне племен.
Пакистанские спецслужбы договорились с несколькими группировками, что те, независимо от участия или неучастия в афганском конфликте, стране вредить не будут. В обмен на это Пакистан не будет преследовать их на своей территории. Если же талибы победят, группировки, скорее всего, перенаправят свое внимание на Пакистан.
Индия также рискует оказаться под ударом. Есть обоснованные опасения, что в случае победы в Афганистане «Талибан» спустит с поводка «Лашкар-э-Таиба» и «Джаиш-э-Мохаммад». Главная цель этих пакистанских группировок — вывод Кашмира из-под контроля Индии. Пока же они воюют в интересах талибов.
И сегодня представляют самую главную террористическую угрозу национальной безопасности Индии. Многочисленные источники утверждают, что их настоящим хозяином является пакистанская межведомственная разведка, для которой Индия старый враг.
Если победит «Талибан», Афганистан станет для группировок домом, откуда они будут организовывать налеты и на индийский Кашмир, и на Индию. Тот факт, что антииндийские террористы нападают на нее с территории Афганистана, будет для Пакистана формальной «отмазкой». Так он сможет абстрагироваться от них.
В Афганистане давно воюют выходцы из нашего региона. Они представляют «Союз исламского джихада», «Исламское движение Восточного Туркестана» и филиалы и фракции ДАИШ. И конечно, поддерживают идею противостояния НАТО в Афганистане, но не отказались от амбиций совершить джихад в своих странах.
Сегодня все эти группировки основательно потрепаны и деморализованы. Однако воцарение «Талибана» может создать условия для их восстановления и даже расширения.
Авторитет талибов среди неталибских группировок, воюющих на стороне «Талибана», вовсе не означает, что они могли укротить амбиции и планы своих коллег.
Рано или поздно, но наступит время, когда талибам придется думать, с кем разорвать связи, а кого уничтожить
Неталибанские группировки 17 лет честно и преданно воевали против НАТО и Пакистана и вполне заслужили дивиденды. Пока же самый очевидный бонус (после победы «Талибана») — получение разрешения использовать Афганистан как базу для организации нападений на Пакистан, Индию и (если повезет) пять постсоветских республик ЦА.
Руководство талибов пообещало США запретить террористам использовать территорию Афганистана. Тем временем для борьбы с ДАИШ туда перебрасываются шиитские группировки. Они обучаются и финансируются Ираном, что расценивается экспертным сообществом как заявка страны на участие в стабилизации Афганистана.
Непонятно, что в Афганистане происходит сегодня – то ли разворачивание позитивных процессов, то ли завязывание нового тугого узла проблем и угроз…