По профессионализму и международному авторитету Касым-Жомарта Токаева часто сравнивают с Евгением Примаковым. Причем после смерти последнего данное сравнение стало, можно сказать, «классикой» в оценках дипломатов.
Многие черты знаменитого российского политика Токаев не только воплотил в себе, но и усилил, и в чем-то даже превзошел коллегу. Это не комплимент, это факт. Его китайская сдержанность и европейский лоск, его энциклопедические знания и феноменальная способность вести дискуссию, тонкий юмор и умение жестко поставить оппонента на место – все это качества, которые должны быть присущи политику высшего уровня. И Токаеву (как и Примакову в свое время) они присущи в полной мере.
Видя и зная это, никто ни в Казахстане, ни за его пределами не подвергает сомнению тот факт, что Касым-Жомарт Кемелевич представитель высшей казахстанской элиты. Это одна из ключевых персон в казахстанском истеблишменте, один из тех, от кого в самом прямом смысле зависят результаты всей проводимой государственной политики. На всех должностях и постах, которые занимал, он решал сложнейшие задачи и всегда решал их блестяще.
А уж в качестве руководителя МИД Токаев, выпускник МГИМО МИД СССР образца 1975 года, вообще был примером для коллег из многих стран. Спокойная и размеренная манера поведения, корректность и благожелательность, уступчивость в общении, аналитический склад ума, умение мыслить логически и позитивно, кристальная честность и порядочность – все эти черты Токаева в свое время обеспечили решение сложнейших вопросов однозначно в интересах Казахстана.
Иностранным политикам он известен как тонкий переговорщик-интеллектуал, способный отстаивать казахстанские интересы на казахском, русском, английском, китайском и французском языках – и притом отстаивать их путем убеждения и компромисса, а не за счет давления и разрушения чужих позиций, что всегда чревато для страны отложенными неприятностями.
Вот еще выдержка из статьи о нем — кстати, достаточно давней, но нимало не утратившей актуальности.
«Для карьерного дипломата образца 1980-х признание в том, что любимым поэтом является один из столпов диссидентства в Советском Союзе, очевидно, означает многое. Прежде всего то, что он далек от догм старой советской школы дипломатии и хорошо понимает несовершенство того мира, который ушел сегодня в небытие.
Поразительно, но госсекретарь и министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев не скрывает, что его любимой поэтессой является Ирина Ратушинская. Уже это говорит о незаурядности его натуры.
О том, что под внешним лоском дипломата прячется человек ранимый, близко к сердцу воспринимающий действительность, впечатлительный. Именно таким людям и нравится Ратушинская – один из самых тонких поэтов конца семидесятых – начала восьмидесятых годов, чье имя стоит в одном ряду с такими диссидентами, как Вадим Синявский, Юлий Даниэль…»
Личностную характеристику Токаева дополняют такие его человеческие стороны, которые принято называть «хобби и привычки». Что же любит наш сегодняшний председатель сената?
«Долгие неспешные прогулки и чтение книг – любимые занятия Касымжомарта Кемелевича, – пишет Айгуль Омарова. – В то время как многие казахстанские чиновники обожают застолья, Токаев бежит от такого. Недаром даже глава государства в частной беседе сделал замечание одному высокопоставленному чиновнику из-за того, что соседи по даче жалуются на шум и гам вследствие обилия гостей, и посоветовал брать пример с Касым-Жомарта Токаева, о котором никто дурного сказать не может…»
Истинный тонкий интеллектуал и политик высшего эшелона должен быть именно таким. Всесторонне образованным интеллектуалом, идеальным профессионалом, умеющим находить компромиссы и решать поставленные задачи. На наш взгляд, в современном Казахстане такие политики вообще на вес золота. Такие, как Токаев, везут. Делают политику. Далеко до них всем этим хваленым «болашаковцам», которым не так давно доверили встать у руля…