Проблема современного мира в том, что война может начаться, даже если никто в ней по настоящему не заинтересован.
Просто некий конфликт на каком-то этапе сначала приводит к обоюдной демонстрации силы (как говорится, на всякий случай), а потом вдруг процесс неожиданно становится неуправляемым. А таких конфликтов на планете предостаточно.
По степени опасности лидирует Корейский полуостров, поскольку тут дело может дойти даже до применения ядерного оружия. И не исключено, что втянутыми окажутся США, Китай, Россия и еще ряд других государств.
Здесь проблемы тянутся еще с середины 20 века – после окончания печально известной Корейской войны. Потом напряженность не пропадала и даже не сокращалась.
Секретные ракетные базы нашли в КНДР
Следует учитывать, что Китай уже обещал в случае войны заступиться за корейцев, но при условии, что первый удар нанесут не они. Это заявление тоже добавило масла в огонь. Хотя кое-кто из экспертов особого значения этим угрозам не придал.
— Вероятность того, что Китай станет защищать Северную Корею, очень мала
Это случится только в том случае, если будет угроза прямым интересам Китая. То есть если США поведут войска к китайским границам или что-то в этом роде, — сказал Никлас Сванстрём, руководитель Института политики безопасности и развития в интервью изданию Aftonbladet.
Вряд ли кто верил всерьез, что КНДР нанесет удар первой. Скорее пугали, «демонстрировали решимость ответить». Тем не менее
конфликт может перейти в горячую фазу и независимо от желания сторон
Об этом в частности заявил Исак Свенссон, профессор исследований мира и конфликтов в Уппсальском университете.
— Все в напряжении, проводятся различные учения и демонстрация силы друг другу, существует большой риск, что что-то пойдет не так. Это может запустить процесс, даже если на самом деле никто этого не будет хотеть. Никто не заинтересован доводить дело до полномасштабной войны, но риск все равно есть, — сказал он в интервью тому же изданию.
Зачем Казахстану быть миротворцем?
Сейчас Дональд Трамп вроде как пытается сгладить напряженность. Правда, сделки предлагает какие-то неравнозначные. Например, гуманитарную помощь в обмен на ликвидацию межконтинентальных баллистических ракет и демонтаж ядерного центра. Этот вопрос будет поставлен во время ожидаемой в конце февраля встречи Дональда Трампа и Ким Чен Ына. Кроме того, якобы «Штаты готовы санкционировать возобновление экономического сотрудничества между Севером и Югом».
Тем не менее кризис слабеет, риторика сторон уже не столь угрожающа.
На втором месте не ослабевающий конфликт Индии и Пакистана, которые тоже обладают ядерным оружием.
Предположительно, у каждой страны около сотни боеголовок
При этом и сюда могут «втянуться» США и КНР.
Длится конфликт еще с 1947 года, когда оба государства стали независимыми. И большей частью спорят из-за Кашмира, причем этот регион стал причиной двух из трех войн.
В 1999 году произошло очередное и пока последнее столкновение, которое в полноценную войну не переросло. 3 мая около тысячи боевиков из Пакистана вошли в Кашмир и закрепились на индийской стороне. Пакистан отрицает участие своих вооруженных сил. К концу июля 1999 года индийцы отбили свои территории и на этом все закончилось.
Индия входит в Центральную Азию, чтобы ослабить влияние Китая
— Отношения между Индией и Пакистаном всегда беспокойны. Прямо сейчас не похоже, что будет сильная эскалация, но ничто не указывает и на какие-то большие подвижки в сторону их сближения в будущем, — говорит Исак Свенссон.
Никлас Сванстрём тоже считает, что вероятность мировой войны мала.
— У других стран там нет интересов, связанных с политикой безопасности. У Пакистана близкие отношения с Китаем, а у Индии — с Россией. Но
ни Россия, ни Китай не станут рисковать и начинать масштабную военную конфронтацию
Мне также трудно представить себе, что США станут вмешиваться в такой конфликт, — отметил он.
Еще одна потенциальная точка конфликта, в который могут быть втянуты сразу несколько государств – это Южно-Китайское море. Тут на архипелаг Спратли и Парасельские острова претендуют сразу шесть стран: Китай, Вьетнам, Филиппины, Тайвань, Малайзия и даже Бруней.
Проблема эта родом тоже еще из середины 20 века. Но «второе дыхание» получила в 2014 году, когда Китай начал строить искусственные острова и закладывать базы.
Эти острова очень выгодно расположены, а их хозяин будет контролировать морские и воздушные пути. А это примерно половина только индийского экспорта и импорта, плюс две трети нефти и почти весь сжиженный газ, импортируемые в Китай.
Есть в регионе и большие запасы углеводородов,
примерно 125 млрд баррелей нефти и 14 трлн куб. м газа
Кроме того, интересам многих стран угрожает китайское военное присутствие в регионе вообще. И это не только США, но и, например, Индия.
— Там невероятно большой военный потенциал. Вероятность того, что что-то случится, небольшая, но если это произойдет, последствия будут катастрофическими. Там есть ядерное оружие, и между разными странами заключены альянсы, так что они могут втягивать друг друга во всевозможные осложнения отношений, — говорит Исак Свенссон.
Следующая потенциальная зона военных действий (хотя и не мирового масштаба) — Венесуэла. И речь идет не только о возможной трансформации противостояния Мадуро-Гуайдо в гражданскую войну. Не так давно Дональд Трамп пригрозил полноценным военным вмешательством. Впрочем, подобные высказывания он позволял себе и раньше, еще до появления Гуайдо на политической арене.
Мадуро и его правительство к этой опасности относятся вполне серьезно.
— Мы находимся под действительной угрозой военного вторжения. Это очень серьезно… Когда выступают Болтон или Помпео, они только и говорят, что хотят испугать нас, — цитирует РИА Новости слова посла Венесуэлы в России Фариа Тортосы во время круглого стола в Доме общественных организаций.
Тем временем РТ сообщило, что в Венесуэле перехватили партию оружия из США. В министерстве гражданской безопасности заявили, что оно прибыло из Майями 3 февраля, а хранилось на складе аэропорта в городе Валенсия. Правда, партия это совсем небольшая.
— 19 винтовок, 118 магазинов для них, четыре держателя, три прицела, 90 радиоантенн и шесть телефонов, — перечислил вице-министр Эндес Паленсия.
Дальнейшим расследованием занимается прокуратура.
Многие эксперты обращают внимание на отношения США (а если точнее — лично Трампа) и Мексики. Американский лидер всегда был недоволен южным соседом, о чем говорил еще в предвыборную кампанию. В частности, обещал построить на границе стену, а расходы возложить на мексиканское правительство.
https://365info.kz/2018/05/10-stran-gde-pravit-kriminal-a-ne-prezidenty-i-premery/
Именно из Мексики в США идет большой наркотрафик, и американцам это не нравится. Кроме того, оттуда постоянно приходят и трудовые мигранты.
Казалось бы, это еще не повод включать Мексику в список стран, где может вспыхнуть война. Но Дональд Трамп неоднократно упоминал возможность военного вмешательства. И поскольку американский президент уже снискал репутацию «непредсказуемого политика», пропускать его угрозы мимо ушей было бы неверно.