Казахский Государственный академический театр оперы и балета имени Абая (ГАТОБ) считается одним из самых красивых оперных театров на пространстве бывшего Советского Союза. Строили его долго и не без происшествий.
Красавец, герой кинохроник, открыток, буклетов и фотоальбомов Алматы, второй в городе и республике театр (вначале был построен театр казахской драмы) в 1941 году принял первых зрителей — поклонников оперы и балета.
В начале 1931 года у руководства республики возникла идея строительства в Алма-Ате здания Казахского государственного национального театра. Под одной крышей предлагалось собрать все виды и жанры театрального сценического искусства. Объявили всесоюзный конкурс на лучший проект.
В те времена, а был это уже 1932 год, в архитектуре бушевали новаторы, искавшие и находившие новые направления и стили.
Архитектор Н. Круглов предложил построить многофункциональный объект, включающий в себя театр, стадион и правительственные трибуны – огромнейшее здание под стать нынешним торгово-развлекательным монстрам.
Но в центре города не было места для подобного гиганта, который в случае сооружения перекрыл бы собой потоки горного бриза. Совнарком распорядился пересмотреть концепцию.
И в 1936 году началось строительство здания по классической схеме. Ее Круглову помог создать архитектор Простаков.
В группу проектантов включили казахстанских ,архитекторов, набирающих мощь и творческий размах. Среди них первым номером числился Т. Басенов, гордость казахстанской архитектурной диаспоры.
Возводили здание весело, но враскачку. Сам первый секретарь ЦК Компартии Казахстана ежедневно заезжал на объект, интересовался и по необходимости включал адмресурс. Недаром же в те времена и может быть именно на объекте театра сложился анекдот:
«Сижу с утра, курю: цемент жоқ. После обеда снова курю: цемент бар – кирпич жоқ»
Что поделать с этой плановой экономикой и непониманием снабженцами ее сути! «Докурились» до того, что устроили пожар — уже почти отстроенное здание в 1937 году сгорело. Пришлось строить новое.
Нам неведомо, сколько людей в этом приснопамятном 37-м было подвергнуто репрессиям за пожар на строительстве №1. Но врагом народа в тот год мог стать каждый, подумавший вслух о несоответствии желаемого и действительного.
Добротно построенное здание, несмотря на разгоравшееся военное лихолетье, радовало алматинцев. На его фоне фотографировались, сюда приводили гостей казахстанской столицы.
Очень скоро труппа получила академическое звание. В 1945 году театру было присвоено имя великого Абая. Кстати, опера «Абай», написанная в те годы Ахметом Жубановым и Латифом Хамиди, стала золотым фондом театра. Она признана началом казахской оперной классики.
А вот здание, которым восхищался каждый его увидевший в 1957 году, почему-то
раскритиковали за то, что фасад по архитектурной композиции похож на Александрийский театр Санкт-Петербурга!
Номенклатурщики ругали Круглова и за использование национального мотива в усилении композиционного строя. А мотивчик-то выигрышным оказался – время показало, кто есть кто.
В 1967 году здание театра капитально отремонтировали, интерьер сохранили, не тронув и не изменив ни одной детали.
В это же время вокруг Оперного театра был создан шикарный сквер. Однако для того чтобы он имел достойный вид с восточной стороны, на улице Фурманова снесли три дома, в которых жили семьи работников министерств и ведомств. По этому поводу состоялось решение Алма-Атинского горсовета от 27 декабря 1964 года. Оно гласило: «Для переселения выделить жилые площади в домах микрорайона №6».
Второй капремонт затеяли в конце прошлого века.
Пять лет мурыжили, по-другому не скажешь, уникальное здание, многое разворовали
Тогда и родилась горькая шутка: лучше два пожара, чем один Кутовой, бывший тогда замминистра культуры. Его задержали при попытке скрыться в дальнем зарубежье, но денег в чемоданах не обнаружили.
Интересную историю рассказал нам бывший главный инженер театра Николай Александрович Асланов. Во время последнего капремонта никак не могли найти на чердаке места крепления огромной люстры, что более полувека освещала зрительный зал. Оказалось, что крепежные детали были сокрыты под полуметровым слоем голубиного помета. Когда их откопали, ахнули: от усилий голубей металл сгорел почти полностью, люстра держалась на честном слове, как бы по привычке…