Опросы и исследования комитета по статистике хотя и принято считать розовоочковыми, но даже они показывают нерадужную картину.
Итак, госкомстат говорит, что в 2017 году потребительские расходы на одно домохозяйство в среднем в Казахстане составили 2 млн 303 тыс. 642 тенге за год. Или 588 долларов США в месяц. Примерно на 19 долларов в день живут среднестатистические алматинцы, которых принято считать самыми зажиточными.
На что люди тратят эти деньги?
Что касается платных услуг, почти половина этих расходов приходится на коммуналку. Что остается на платную медицину и образование, покупку бытовой техники, мебели или недвижимости? 25 тысяч тенге в месяц у средней алматинской семьи.
Статкомитет проводил соцопрос среди домашних хозяйств, какие именно затраты могут себе позволить казахстанцы?
Полученные данные между собой, мягко говоря, совершенно не сходятся. Вроде бы 70% опрошенных могут покупать товары и услуги. И даже копить! Однако 19% респондентов отказались отвечать на этот вопрос.
По мнению экономиста Айман Турсынкан, которая также регулярно изучает статданные, в числе отказывающихся участвовать в опросах запросто могут быть как совершенно нищие люди, так и очень обеспеченные. Обе категории просто не хотят раскрывать статистике реальное положение своих дел.
Из тех, кто участвовал в опросе:
И вот здесь очень удачно сработал так называемый проверочный вопрос «Как вы оцениваете свое благосостояние?».
— Среднегодовые доходы на 1 семью в 2017 году в Алматы составили 2 млн 392 тыс. 459 тенге (или $611 на семью в месяц), — говорит Айман Турсынкан. — Чистый доход как разница между поступлениями и потребительскими расходами на 1 семью составил в месяц 22 доллара США. Если к ним добавить 77 долларов, сэкономленных на платных медицине и образовании, покупке бытовой техники и мебели, получится накопление 99 долларов на семью в месяц. Или 32,2 тысячи тенге.
Это на 35% ниже требуемого по программе муниципального кредитования «7-20-25» минимального ежемесячного платежа 50 000 тенге в месяц
В выборку форсайтинговой компании Eximar не попало реально богатое население Алматы.
— Есть подозрение, что среди затруднившихся ответить может таиться как группа малоимущего населения, так и очень обеспеченного, — прокомментировала исследование Турсынкан. — Что примечательно, покупательская способность и уровень жизни населения измеряются путем выборочного обследования 12 000 домохозяйств по 14 областям в сельской и городской местности и городам Алматы и Астана.
При этом в обследовании не участвуют домохозяйства и лица, проживающие в общих коммунальных квартирах, общежитиях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детских домах, тюрьмах, гостиницах, религиозных общинах и других аналогичных жилых помещениях. То есть самые социально уязвимые категории.
Добровольно отказываются участвовать в выборке зажиточные казахстанцы
Известно, что невозможно опросить жильцов многоквартирных жилых домов с консьержами и частных особняков, дачных массивов. Значит, у результатов таких исследований ошибка как минимум в 4% на республиканском уровне и 7% — на региональном.
Какое в итоге напрашивается резюме? Неутешительное.
— Тезис о том, что 49% населения города Алматы живут за чертой бедности, а приобретение жилья в ипотеку даже по социальной инициативе президента «7-20-25» могут позволить себе только 0,3% всего населения, подтвердился, — резюмирует Айман Турсынкан. — Уровень социального неравенства в Алматы (разница между бедными и середняками — ред.) — 15-кратный. В прилегающей Алматинской области — 10-кратный, с учетом того, что в выборке нет реально богатого населения.
Оценочно социальное неравенство в Казахстане по 5% децильным группам населения давно перешагнуло 20-кратный рубеж
Напомним, что по статистике комитета спецучетов, 80% всех преступников — люди, потерявшие работу. Из всех предотвращенных попыток самоубийства на территории Алматы, по данным полиции, в 2017 году 30% попыток совершали жители прилегающей области, потерявшие жилье и средства к существованию. По социологии, 20-кратный рубеж — точка невозврата, предельный уровень социального напряжения с выплеском в революцию. А 35-40-кратный — гражданская война.