Незаметное новшество от минфина в системе госзакупок было введено в конце декабря 2018: теперь приоритет отдается предприятиям, уплатившим наибольший налог за последние 4 года. 16 января депутаты «Ак жола» заявили, что это новшество несет вред для экономики страны.
Экономист Айман Турсынкан назвала новость очередным вытеснением малого и среднего бизнеса из госзаказа, от которого зависят 97% всех предприятий.
В Союзе обрабатывающей промышленности говорят, что оценка «прочности» участников рынка госзакупок по суммарному налогу несправедлива.
— Если раньше в тендерах побеждал тот, кто первый подал заявку, теперь — кто больше заплатил налогов. И здесь чиновники лукавят, — прокомментировал ситуацию исполнительный директор союза Адилбек Бектибаев. — Если коснуться налогов, их структура в обсуждаемом приказе о правилах осуществления госзакупок не раскрывается. Значит, имеется в виду общая сумма налогов. Как это будет работать на практике?
Допустим, крупное предприятие платит 1 млрд тенге налогов при общем объеме его контрактов в 100 млрд. Налоговая нагрузка — 1%. Или средний бизнес получил 500 млн тенге госзаказа и заплатил из них 50 млн в бюджет в виде налогов. Это 10% налоговой нагрузки.
То есть в процентном соотношении от оборота средний бизнес платит в 10 раз больше, чем крупное предприятие
— Почему такая разница?
— Если в расчет берется только чистая сумма уплаченных налогов, это неправильно — хотя бы потому что малый и средний бизнес в этом плане находится в худшем положении, чем крупный. У МСБ объективно людей меньше и обороты ниже. Но при этом налоговая нагрузка от полученных контрактов может быть в разы выше, чем у крупного.
Что считать хорошим показателем? Получить триллион тенге и заплатить 100 млн налогов? Или получить контракт на 100 млн и заплатить 20 млн?
Мало того, в этих налогах будет общая уплаченная сумма. Но есть у предпринимателей и другой критерий — численность персонала. Допустим, на предприятии трудятся 250 человек со средней зарплатой в 140 тысяч тенге на каждого. Получаем 35 млн расходов в месяц только на зарплату и примерно 10,5 млн налогов. В год — 120 млн отчислений. Если средние компании платят такие налоги, значит, в них работают реальные люди.
А бывает, обороты составляют десятки миллиардов, но сотрудников при этом всего двое — директор да бухгалтер. Все работы будет выполнять средний бизнес на субподрядах. При этом генподрядчик оставляет себе от 10 до 30% от заказа. То есть всю прибыль.
Субподрядчики же выполнят всю работу на условиях поддержания штанов
Поэтому когда говорят, что допуск к госзакупкам будет открыт только для опытных игроков с качественным подходом к работе, ничего подобного.
— Почему бы законодательно не запретить передавать все работы в субподряд?
— И депутаты парламента, и наш союз предлагали это, и не раз.
Мы говорили, что генеральный подрядчик должен как минимум две трети заказа выполнять сам
Тогда и станет понятно, у кого из участников системы госзакупок есть ресурсная база — спецтехника, люди, деньги. Вот тогда можно было бы говорить, что появится какое-то качество. Главное — ответственный за это качество.
— То есть на самом деле в крупных контрактах все работы делают не генподрядчики?
— Не всегда, но часто. А теперь и вовсе по всем объемам работ, где могли бы участвовать малые и средние предприятия, крупные игроки будут душить своими налогами.
Депутаты «Ак жола» совершенно правы, говоря об ущемлении прав малого и среднего бизнеса.
И показателем должна быть не общая сумма налогов, а коэффициент налоговой нагрузки
Вот в этом случае, я уверен, нынешние субподрядчики могли бы получать большие тендеры, расти и переходить в крупный бизнес.
Ну и в конце добавлю немного о критическом мышлении. При принятии каких-то нормативных правовых актов о регулировании нужно сначала отрабатывать самый плохой сценарий, который нужно разрешить с такими нормами. Не получилось — значит, норма не годится к принятию. В ситуации с госзакупками я подобного подхода не увидел.