Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Кому принадлежит авторство архитектурной жемчужины Алматы?

2341
friends.kz

Ни одна экскурсия по южной столице Казахстана не обходится без посещения проспекта Жибек Жолы, первое название которого в 19 веке было «Торговая».

Гостям города в обязательном порядке рассказывают:

— Архитектором и строителем этого резного деревянного строения был Андрей Павлович Зенков. Здание построено в 1912 году и по сей день является одной из визитных карточек Алматы.

Неизвестно, кто и когда прибил к стене магазина «Кызыл тан» памятную табличку с этой исторической информацией. Опираясь на эту справку, некоторые авторы популярных статей и даже «научных изысканий» долгие годы без ссылки на первоисточники тиражировали слухи в народные массы. Слухи? Да неужто верненцы-алматинцы всего за сто с небольшим лет утратили истину?

Зенкову не позволили бы проектировать

В СССР особого интереса к царским, а в Алматы — тем более к царско-колониальным годам не питали: чего они, угнетатели этакие, дельного могли построить? Лозунг «Разрушим старый мир до основания, а затем построим новый!» работал лучше, чем «Даешь стране угля!».

Первые свидетельства того, что в алматинских архивах некие краеведы советской поры заинтересовались магазином «Кызыл тан», обнаружила Неля Букетова. Сегодня ее авторитет в области алматызнания, в особенности в разделе «Биография и добрые дела Верненского городского архитектора Поля Гурдэ» непререкаем.

В 1995 году, начиная поиски истинной истории своего родного города, Букетова обратила внимание, что люди, изучавшие архивное дело по строительству магазина «Кызыл тан», конкретикой себя не утруждали.

Краеведы сделали не фактический, а личный логический вывод: магазин построен в 1912 году А. Зенковым

ostoprim.almaty.kz

— У меня были некоторые подтверждающие документы, что «Кызыл тан» строили в 1896 году, – говорит Неля Аубакировна. – Более того, мой коллега и соавтор по нескольким краеведческим исследованиям Александр Гордеевич Воронов в очередной раз убедительно доказал, что

Андрей Зенков, прекрасный инженер-строитель, архитектором никогда не был!

К тому же, по законам царского времени, ему, не имеющему архитектурного образования, никто не позволил бы проектировать здания в Верном.

Позже Букетова напишет книгу о Поле Гурдэ, которого верненцы звали Павел Васильевич, и еще несколько книг о нашем городе. А пока мы предлагаем нашим читателям пересказ Нели Букетовой «детектива» о запутанном деле со строительством и авторством одной из визитных карточек Алматы.

Официальная история

Но вначале, для соблюдения паритета мнений, дадим официальную историческую справку из книги «Алматы. Архитектурные хроники» (изд. 2010 год).

«…Значительную часть населения г. Верного составляли купцы и торговцы. Крупнейшая торговая фирма «И. Габдулвалиев с сыновьями» принадлежала Исхаку Габдулвалиеву (1839-1911), верненскому купцу 1 гильдии. С 1871 года фирма вела розничную и оптовую торговлю мануфактурной, галантерейной и парфюмерной продукцией — продавала кровати, швейные машины, зонты, обувь, шляпы, готовое платье, посуду, самовары, золотые и серебряные вещи. Склады шерсти и сырья были разбросаны по всему Жетысу.

Помимо занятия торговлей И. Габдулвалиев был меценатом — на его средства возведены Татарская мечеть и медресе «Исхакия»; состоял членом «Общества ревнителей просвещения». Общество было создано в Верном в 1899 году. Председателем общества был Э. Баум. «Общество ревнителей просвещения» ставило перед собой задачу организации народных чтений, бесплатных читален, чайных, воскресных школ и повторительных классов, публичной библиотеки, народных гуляний, спектаклей, концертов и т. п.

brod.kz

В Верном семья Габдулвалиевых владела домами и складами, расположенными на улицах Училищная, Сергиопольская, Гостинодворская, Таранчинская и др.

На главной торговой улице города (ул. Торговая, ныне ул. Жибек жолы, уг. ул. Валиханова) был построен магазин «колониальных товаров»

Лаконичность фасада одноэтажного здания, обработанного по вертикали пилястрами, подчеркнута невероятной красоты чешуйчатыми куполами с люкарнами — своеобразной приметой эпохи, отражающей синтез модерна и эклектики.

Рационализм конструктора

В рисунке богатого резного декора угадываются знакомые мотивы древнерусского зодчества. Силуэт здания оживляют щипцовые фронтоны, расположенные над каждым входом, увенчанные невысокими фигурными башенками.

Затейливое в своем убранстве здание по стилевым характеристикам и декоративным приемам перекликается с домом, принадлежавшим наследникам И. Габдулвалиева. В этом доме по адресу Тулебаева, 25 размещалась первая в области обувная фабрика.

Оба здания были спроектированы и построены А. Зенковым, инженером Семиреченского областного правления, основоположником сейсмостойкого строительства в Верном. С приездом Зенкова в Семиречье началась новая строительная эпоха: был внедрен прогрессивный материал — армированный бетон, невероятно расширивший возможности строительства.

Теоретические разработки Зенкова легли в основу проектирования зданий в сейсмоопасной зоне

Теперь требования сейсмостойкости не вступали в конфликт с художественным началом. Рационализм конструктора и безошибочный вкус знатока и ценителя архитектурных традиций прошлого подарили городу удивительные по своей красоте образцы колониального зодчества конца 19-начала 20 веков.

dostoprim.almaty.kz

После национализации в здании находился аппарат Уполномоченного реввоенсовета Туркестанского фронта в Семиречье, позже — штаб Туркестанской стрелковой дивизии. В советское время здесь разместился магазин «Торгсин», а позже — магазин тканей «Кызыл-тан».

Исследование Нели Букетовой

Теперь давайте сравним официальную историю с исследованием Нели Букетовой:

— Тщательно изучив архивные документы, я пришла к выводу, что, во-первых, магазин был построен в 1896 году — это неоспоримый факт. Во-вторых, его построил архитектор Павел Гурдэ. С последним утверждением было очень запутанное дело. Но когда я сопоставила все даты и факты, все мои предположения и догадки сошлись в единое целое. При этом замечу, что те, кто отстаивают другую точку зрения, не могут предоставить ни одного факта и ни одного документа, — говорит краевед.

— Даже то, что

не сходятся даты приезда Зенкова в Верный (1898) и дата постройки магазина (1896), их не смущает

Совершенно случайно мне попалась фотография магазина И. Габдулвалиева, датированная 1900 годом, и ссылка на книгу Д. Алмаши «Путешествие в сердце Азии». Эта находка позволила мне поставить окончательную точку в своем исследовании.

Почему запутались краеведы?

— В свое время Исхак Габдулвалиев добивался от Гурдэ перестройки магазина, мотивируя тем, что потолки низкие. Но отношения у них к этому времени были настолько испорчены, что Гурдэ наотрез отказался.

После отъезда Павла Гурдэ из Верного в 1910 году сыновья Габдулвалиева обратились к Зенкову с аналогичной просьбой. Магазин он, конечно, не перестроил, но добавил архитектурные изыски: кружевные деревянные карнизы и фигурные столбики на фронтонах, чешуйчатое покрытие шатрового купола, который венчает небольшой шпиль. Это совершенно изменило первоначальный вид магазина.

Потому-то годом постройки ошибочно называют 1912 год, а это год реставрации магазина, и сделал ее А. Зенков

Однако чтобы утвердиться в правильности расследования, нужен был документ. И таковой нашелся – книга венгерского путешественника Дьердя Алмаши, которую Букетова разыскала в архивах правнучки бывшего военного губернатора Семиречья Михаила Ионова, которая ныне проживает в Санкт-Петербурге.

— А в книге и фотография магазина, датированная 1901 годом, и воспоминания об архитекторе города Верного Поле Гурдэ, — говорит Букетова.

Другие доказательства

И вот что еще нашел дотошный краевед:

— В мои руки попадает «Дело по обвинению купца Исхака Габдулвалиева в нанесении оскорбления городскому архитектору Гурдэ». Начато – 15 мая 1901 года, окончено – 29 июля 1904 года. Я не буду утомлять вас пересказом всего уголовного дела, и сообщу, что решение Верненского окружного суда.

«На основании статей Уложения о Наказаниях 2 ч. 286, 41, 84 Ташкентского 1-й гильдии купца Исхака Габдулвалиева, 58 лет, подвергнуть денежному штрафу в размере ста рублей, а при несостоятельности – аресту на один месяц и 1 ч. 286, 3-й степ. 38, 135 – заключить в тюрьму на три месяца…»

— Итак, конфликт нашел какое-то свое разрешение, но что послужило его главной причиной? – задается вопросом краевед. — Мне кажется, что разгадка заключается в следующих словах Гурдэ:

«…Лет пять тому назад Габдулвалиев обратился ко мне как к частному человеку составить ему план постройки магазина и наблюдать за этой постройкой. Я согласился, за что получил сто рублей. Плата эта была крайне незначительна, но я не возбуждал вопроса, так как с Габдулвалиевым я тогда не заключал письменного условия и входить впоследствии из-за этого в пререкания не хотел».

Букетова нашла и другие материалы по разбирательству жалобы купца на архитектора

В них говорится, что привлеченный к следствию Габдулвалиев в качестве обвиняемого в устном оскорблении архитектора Гурдэ не признал себя виновным.

При этом обвиняемый объяснил, «…что уже давно сердится на Гурдэ, который еще пять лет тому назад строил ему магазин, но потолки последнего оказались низкими. А когда он обращался впоследствии к Гурдэ через приказчика с просьбой перестроить магазин, тот наотрез отказался, говоря: «И за 1000 рублей не возьмусь…»

Найти еще один документ

— Что же получается? И тот, и другой говорят об одном и том же факте, имевшем место пять лет тому назад. Рассматриваемые мною события, допросы того и другого проведены 17 мая 1901 года, — продолжает свой рассказ Букетова. — Начинаю сопоставлять даты и факты. Разрешение на постройку магазина Габдулвалиев получает в конце 1895 года, в 1896 году Гурдэ строит ему магазин, что вполне реально по срокам. Прибавим к 1896 году пять лет и получаем искомый 1901 год, в котором и происходили описываемые события.

Произведя несложные подсчеты, я прихожу к выводу, что магазин, когда-то принадлежавший И. Габдулвалиеву, а ныне известный как магазин «Кызыл тан»,

проектировал и строил в 1896 году городской архитектор П. Гурдэ

В этом деле есть еще один интересный момент — заявление Габдулвалиева в Верненскую городскую управу, написанное рукой самого Гурдэ. И это неопровержимо доказывает справедливость моих суждений и выводов.

И все же, как человек всегда сомневающийся, один процент я оставляю на свои сомнения. Необходимо найти еще один документ, а именно сам проект магазина «в двух листах», как писал в своем заявлении в городскую управу Габдулвалиев. Из своего опыта работы с такими документами я знаю, что чаще всего к заявлениям такого рода прилагались и проекты.

В данном случае в деле самого проекта нет, а только переписанная секретарем надпись на проекте: «1895 года августа 14 дня настоящий проект как удовлетворяющий требованиям Устава строительного Верненской городскою управою утверждается». Так что поиск продолжается, — резюмирует краевед.

В результате расследования этого прошловекового «детектива» мы имеем книгу, написанную в 1901 году венгерским ученым-путешественником Дьердем Алмаши. А в ней фотография магазина купца Габдулвалиева. Кто оспорит сей факт, запечатленный беспристрастным объективом?

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter