За событиями в Таджикистане нужно следить всем соседям.
Таджикистан стал объектом пристального внимания не только США, но и Китая. Растут китайские инвестиции, поток китайской рабочей силы, а также долги Таджикистана перед Поднебесной. Многие считают, что Душанбе уже попал в долговую кабалу к Пекину. А это чревато потерей суверенитета.
Об этом пишет исследователь Мурат Лаумулин. Материал опубликован на сайте международного научного центра «Астана».
Окончание, читайте также первую и вторую части.
Таджикистан имеет общую границу с Китаем, поэтому естественно, что Поднебесная оказывает на страну серьезное влияние. Причем в последнее время оно все более заметно. Например, Китай сейчас является основным кредитором Таджикистана.
Речь идет о сумме в $1,2 млрд, это более половины всего внешнего долга РТ
Китай инвестирует в самые разные сферы хозяйства — от аграрного до энергетического. Таким образом усиливая влияние на таджикскую экономику.
Китай торгует с Центральной Азией «в одни ворота» — эксперт
Вслед за инвестициями в Таджикистан приходят трудовые мигранты. Дело в том, что
практически все контракты в качестве главного условия включают использование китайской рабочей силы
— Строительство объектов и дорог ведут китайские компании с привлечением на работу китайских граждан. Это продуманная и четко выверенная государственная политика КНР, — пишет Лаумулин.
Хотя объективно приведенные им цифры невелики. Например, в 2016 году общий размер квоты иностранных трудовых мигрантов — 8 тыс. мест. Из них на Китай пришлось чуть менее 4,5 тыс.
Чего ждать от иностранных гастарбайтеров?
— Скорее всего, именно китайская миграция подтолкнула власти Таджикистана создать миграционную службу. Хотя в настоящее время она, скорее, лишь осуществляет фиксацию миграционных потоков из КНР и распределяет квоты. Чем активно формирует или контролирует китайские миграционные потоки. Реальным регулятором китайской миграции является поток инвестиций и кредитов в Таджикистан из КНР, — тем не менее утверждает исследователь.
Кроме того,
трудовые мигранты становятся потребителями и дистрибьюторами китайских же продуктов в странах ЦА
И это позволяет осуществлять постепенную экспансию рынков потребительских товаров в регионе.
Он отмечает еще один важный процесс —
в экономике Таджикистана растет доля китайской собственности
— За последние 6 лет объем накопленных китайских инвестиций в экономику Таджикистана приблизился к отметке $500 млн. Лидером среди совместных предприятий является таджикско-китайское золотодобывающее предприятие «Зарафшон», — пишет Лаумулин.
Кроме того, Китай выкупил свинцово-цинковое месторождение «Зарнисори шимоли» Согдийской области. Китайская компания в течение четырех лет разработает и начнет строительство двух объектов — предприятия по переработке полиметаллов и металлургического завода.
Денежные переводы мигрантов разрушают суверенитет Таджикистана
Китайским фермерам власти выделили около 2 тыс. га земли в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области и двух районах Хатлонской области. Недавно Таджикистан передал китайской фермерской организации еще около 500 га на 49 лет.
— По версии минсельхоза РТ, земли передаются для развития аграрного сектора. Но
зачастую эти действия наталкиваются на непонимание и противодействие местного населения,
— отметил автор.
При этом Лаумулин заявил, что китайские технологии обработки земель якобы нарушают биологическое равновесие и экологическую ситуацию на локальном уровне. Поэтому процесс развития сельского хозяйства Китая имеет для Таджикистана и негативные последствия.
Лаумулин привел еще несколько примеров участия китайских бизнесменов в различных проектах, причем как совместно с таджикскими, так и единолично.
— Эксперты делают вывод, что экономическая экспансия усиливает политическое влияние Китая в Таджикистане. Обе страны к 2020 году намерены увеличить товарооборот до $3 млрд. И как считают в Душанбе, это не предел, — пишет он.
Кроме вышеупомянутого миллиардного долга
остается еще неизвестной сумма предоставленных Китаем грантов на реализацию проектов в Таджикистане
— Власти РТ не скрывают, что получили в лице Пекина более выгодного экономического партнера, чем Москва. Этим и объясняется, что Китай куда с большей легкостью получает доступ к таджикским недрам, чем РФ, — подчеркнул Лаумулин.
Наблюдатели считают, что Таджикистан уже попал в долговую зависимость от Пекина
А это может стоить республике потери суверенитета. Китай выдает Таджикистану «дешевые» кредиты на льготных условиях и на продолжительный срок – от 20 и более лет. А
взамен получает в разработку месторождения на более выгодных условиях, чем это могло быть в случае равноправного контракта
Де-факто все проекты переходят под китайский контроль. Таджикская сторона играет в них скромную роль статиста. Большая часть прибыли уходит китайской стороне. Эксперт отмечает, что это делается с согласия властей Таджикистана. Это их выбор, отчасти вынужденный.
https://365info.kz/2018/10/ugrozy-v-tadzhikistane-k-islamistam-pribavilis-eshhe-i-hristianskie-sekty-issledovanie/
По мере расширения присутствия в регионе и Таджикистане китайская сторона «посылает сигналы и политического толка». Где идет китайское финансирование, там продвигаются и китайские интересы. Экономическая экспансия усиливает политическое влияние.
При этом
китайский фактор также связан с активностью в Таджикистане Японии
Япония приняла участие в развитии водного хозяйства Таджикистана. Большинство проектов были направлены на развитие системы водоснабжения, улучшение доступа к чистой воде и снижение риска распространения болезней, передаваемых через воду. Однако не все эти проекты продолжают работать после их передачи местным властям.
В заключение эксперт отмечает, что
Таджикистан имеет «критическое значение для сохранения безопасности и стабильности региона»
— В интересах Казахстана поддерживать его суверенитет, стабильность и экономическое возрождение. Казахстан — один из главных торговых партнеров Таджикистана. Астана и Душанбе способны наладить эффективное сотрудничество на трех основных направлениях: безопасность, энергетика, интеграция, — считает Лаумулин.
В области безопасности необходимо наладить полноценное взаимодействие для предотвращения наркотрафика, терроризма и нелегальной миграции. В том числе и в рамках международных организаций, членами которых они являются. То же касается и военно-технического сотрудничества.
https://365info.kz/2018/04/kak-budet-zhit-tsentralnaya-aziya-v-blizhajshee-vremya-poletaev-2/
В торгово-экономической и инвестиционной области страны уже сотрудничают в горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и транспорте. Предполагается, что
этих отраслях Казахстан мог бы инвестировать в различные проекты
В сфере трудовой занятости и миграции следует «направить использование трудовых мигрантов в русло официальной запланированной политики». При которой учитывать экономику и потребности народного хозяйства. Такой подход подразумевает, с одной стороны, квотирование рабочих мест, с другой – облегчение визового режима и разрешительной системы.
https://365info.kz/2018/05/kazahstan-i-vsyu-tsentralnuyu-aziyu-mogut-raskachat-sultanov/
— По-прежнему сохраняет свое значение поддержание тесных культурных и гуманитарных связей между обеими республиками. РТ нуждается в помощи Казахстана в форме подготовки своих граждан в вузах. Наконец, Таджикистан представляет собой хотя и небольшое, но необходимое звено в продолжении интеграционных процессов в Центральной Азии, — резюмировал исследователь.