Насколько высок интерес казахстанской молодежи к религии? Стремятся ли наши молодые сограждане погружаться в теологические вопросы? Как различается отношение к ней в крупных городах и отдаленных поселках?
На эти вопросы ответила социолог Ольга Калдыбаева из Научно-исследовательского центра «Молодежь», регулярно проводящего опросы и ведущего мониторинг настроений самой активной части казахстанского общества.
— Стремятся ли молодые люди изучать религию или считают ее пережитком прошлого?
— Трудно сказать про всю молодежь сразу, поскольку она очень разная по возрасту, полу, региону проживания и прочему. Если говорить об общих тенденциях, фиксируемых посредством социологических опросов, мы видим, что наиболее распространенным значением, которое молодежь вкладывает в понятие религии, является понимание веры в Бога как смыслообразующей ценности в жизни. То есть вера в Бога придает смысл и ценность всему остальному в жизни — так отвечают 40% молодых.
Практически для каждого пятого молодого человека значение религии заключается в том, что она оказывает психологическую помощь и поддержку, 17,5% подчеркивали смысл религии как морально-нравственного образца поведения, для 5,4% вера в Бога представляет собой нечто сверхъестественное, 4,4% назвали религию элементом культуры.
Мы видим, что в целом
основное предназначение религии молодежь видит в том, что она придает смысл жизни человека,
дает верующим морально-нравственные ориентиры и выполняет компенсаторную функцию – оказывает психологическую помощь и поддержку в трудной ситуации. Выделенные значения представляют собой классические универсальные функции религии в любом обществе, причем они значимы как для молодежи, так и для других возрастных категорий населения.
Если говорить о стремлении молодых изучать религию, интенсивность этого желания можно зафиксировать через уровень их заинтересованности в религиозной литературе. Социологические опросы показывают, что более 60% молодых казахстанцев никогда не читают религиозные материалы, и только 4,8% (то есть практически каждый 20-й) делает это постоянно.
Наибольший процент постоянно читающих религиозную литературу фиксируется среди последователей нетрадиционных религиозных организаций (31,3% при среднем значении 6,6%). Среди же традиционных мусульман этот показатель составляет 5,2%, еще ниже он среди православных — 2%.
— Увеличивается или уменьшается число верующих молодых людей и зависит ли это от разделения по линии «город-село»?
— Объективно оценить и посчитать как количество верующих в определенный момент времени, так и динамику изменения их числа сложно.
В ходе выборочных социологических опросов мы можем выявить субъективное восприятие самой молодежью тенденций в изменении уровня ее религиозности. Так, результаты опросов показывают, что подавляющее большинство молодых респондентов (около 70%) заявляют, что религиозность молодежи в стране растет. Данное количество достаточно значительно, отчасти это может быть обусловлено тем, что религиозная тематика активно присутствует в материалах СМИ, регулярно поднимается в ходе классных/кураторских часов в учебных заведениях.
Около 13% опрошенных убеждены, что религиозность молодежи в Казахстане в последнее время снижается
Данные социологических опросов демонстрируют достаточно устойчивый показатель количества активных верующих, на повседневную жизнь которых религия оказывает решающее значение, их около 10%. По-видимому, подобное соотношение в ближайшее время будет сохраняться.
Что касается особенностей религиозности молодежи между городской и сельской, по данным социологических исследований, городская молодежь более секулярна, ее жизнь главным образом определяется рациональными прагматичными ценностями. Сельская, напротив, более традиционна, что отражается как в большей приверженности этническим обрядам, так и в большей степени религиозности.
Таким образом, можно сделать вывод, что среди молодежи Казахстана преобладают светские ценности, однако сохраняется почитание религии и религиозных обрядов как дань уважения культуре, традициям и многовековому укладу жизни.