18+
Астана
Сейчас
-10
Завтра
-2
USD
378.66
0.00
EUR
431.56
0.00
RUB
5.7
0.00

Ислам и православие способны спасти казахстанцев от экстремизма — юрист

У традиционных религий в Казахстане имеется огромный потенциал, который позволит защитить общество от радикальных течений и сект, при этом укрепив статус республики как светского государства.

Церковь, мечеть, АктобеЦерковь, мечеть, Актобе

Об этом в интервью 365info.kz высказался юрист Жангельды Сулейманов.

Вопрос контроля

— Согласно Конституции Казахстана, государство отделено от какой-либо религии. Принципиально это означает, что власть не вправе вмешиваться в чувства и мировоззрение отдельного человека. При этом государство обязано контролировать деятельность любых религиозных объединений, — считает юрист.

Сулейманов отмечает, что объединением является даже тот случай, когда всего несколько человек исповедуют одинаковые религиозные взгляды и проводят совместные мероприятия — например, вместе читают молитвы.

— В Казахстане этот процесс призвана контролировать регистрация религиозных объединений, ведь главная угроза — отсутствие надлежащего контроля. Это касается и миссионеров из-за рубежа. Для регистрации религиозного объединения требуются вполне обычные документы, определяющие цели сообщества и набор основных идей. Именно на этой стадии зачастую легко распознается экстремистский толк.

Экстремизм, напоминает юрист, заключается в пропаганде насилия, свержения государственного строя, отнятия имущества людей (когда адепты, находясь под мощным воздействием, «жертвуют» нажитое в пользу той или иной организации) или даже разрушение института семьи, что нередко встречается в практике различных сект.

В этом контексте суть миссии государства — защита законных прав граждан

— Государство должно вмешиваться в деятельность опасных течений, — убежден Сулейманов. — Еще один момент: объединения в момент регистрации могут заявлять вполне гуманные и мирные цели и идеи, однако, получив разрешение на свою деятельность, начать заниматься совсем другими вещами.

Поэтому нужно продолжать мониторинг активности объединений на постоянной основе. Но тут уже появляется другая проблема — отсутствие специалистов соответствующего профиля. Хотя бы по этой причине необходимо развивать религиозное образование.

Стать ближе к людям

— Религия — очень тонкая материя, которая сопровождает человечество фактически со дня его появления. Мы не можем, не должны и не имеем права запрещать религии, но при этом обязаны защитить людей от опасных веяний и идей, — подчеркивает Сулейманов.

В любом обществе, пояснил юрист, есть определенная часть людей, которые хотят верить и исповедовать религию. Задача государства и религиозных объединений — направить прихожан на путь следования канонам традиционных религий. Для этого Сулейманов предлагает

усилить «мягкую» пропаганду со стороны двух основных конфессий, которые на законодательном уровне признаны исторически важными для Казахстана — ислама ханафитского толка и православного христианства

— Необходимо, чтобы представители ислама и православия активнее занимались миссионерством. Например, нередки случаи, когда люди становятся адептами ваххабизма из-за финансовой поддержки со стороны кураторов этого радикального течения. При этом «обычные» легальные церкви в тех же США оказывают нуждающимся обширную помощь: так, при храмах работают ночлежки для бездомных и бесплатные столовые, а прихожане часто занимают деньги у церкви, если остро в них нуждаются. В Казахстане тоже можно осуществить подобное и привить такую культуру. Это сделает людей добрее и спасет их от вовлечения в экстремистские религиозные течения, — уверен юрист.

Еще одно предложение Сулейманова — создание культурных центров на базе мечетей, церквей и храмов других конфессий. Подобные заведения будут просвещать граждан Казахстана в верном направлении, полагает юрист.

— Религия в наше время активно меняется и модернизируется. Католическая церковь, к примеру, официально признала, что наука — это знание, которое нельзя игнорировать и с которым нужно считаться. Потому религиозным объединениям нужно выйти к людям, быть ближе к ним, тогда удастся во многом заполнить идеологический вакуум, сохраняя при этом светский характер государства. Мы к этому постепенно придем, — констатирует Жангельды Сулейманов.