Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
496
-2.06
EUR
523
-2.87
RUB
4.94
-0.03

Андрей Выползов: Казахстан — двуязычная страна, и этим надо только гордиться

442

Эксперт также высказал мнение о том, на чем строятся дружественные отношения между двумя странами и какую роль в этом играет культурно-гуманитарное взаимодействие.

Казахстан столкнулся с разрушительными паводками и борется с их последствиями. Мы наблюдали в соцсетях, как грузовики с гуманитарной помощью из приграчничных городов России направлялись в Казахстан, как жители выражали сочувствие пострадавшим, проявляли инициативу и собирали помощь. О чем это свидетельствует?

— О том, что друг познаётся в беде. Мы же все понимаем, что для подобных стихийных бедствий не существует ни границ, ни национальностей. Наши приграничные реки, разлившись, объединили в горе и россиян, и казахстанцев. Так получилось, что у меня так или иначе под водой оказались родные и близкие с обоих сторон — в Курганской и Актюбинской областях, и разделять это несчастье просто не по-людски. Хотя в упомянутых вами соцсетях были такие попытки. То писали, что «Казахстан топит Россию», то, наоборот, требовали призвать российскую сторону к ответу «за сброс воды в Казахстан». Эти негативные эмоции, безусловно, мешают и не дают критически мыслить. Дело в том, что гигантский по площади регион, простирающийся от Восточно-Европейской равнины до Южного Зауралья, включая казахские степи, практически ежегодно по весне топит. И десятилетиями инженеры сбрасывают накопленную воду из водохранилищ в реки, иначе бы Казахстан и Россию постигли непоправимые техногенные катастрофы. Ясно, что такие технические действия происходят не «назло соседу», а поскольку нет другого запасного варианта. Из двух зол выбирают меньшее. Повторюсь, так было и в Советском Союзе. При этом профильные министерства подчеркивают, что Россия и Казахстан круглосуточно обмениваются информацией по мере увеличения или уменьшения сбросов. О несогласованных действиях речи не идёт. Но всё это, к большому сожалению, диванными провокаторами умалчивается в угоду хайпа.

Президент Касым-Жомарт Токаев на встрече с пострадавшими от паводков в Костанайской области прокомментировал языковой вопрос, который часто «педалируют» с обеих сторон. Токаев подчеркнул: «У нас по Конституции государственным языком является казахский язык. Русский язык используется, согласно Конституции, наравне с государственным, выполняет функции официального языка. Поэтому здесь никакого противоречия нет. Как удобно, так и надо говорить. Сейчас молодежь владеет и государственным, и русским, и английским, и другими языками. И это хорошо. Нагнетать истерию вокруг языка, бороться тем более против него, как это произошло в некоторых странах, и что они имеют сейчас в результате этого всего, мы видим, это глупость». Как вы прокомментируете его слова и в целом языковую политику Токаева в Казахстане?

— На мой взгляд, ключевые слова вашего президента: «Как удобно, так и надо говорить». Уверен, что это станет новым афоризмом в копилке крылатых фраз Касым-Жомарта Токаева. Я воспринимаю эту фразу вот прямо как волшебное слово типа «Сим-Сим, откройся» из сказки «Алибаба и сорок разбойников». Теперь любого провокатора из так называемого «языкового патруля» можно пригвоздить словами: «Как удобно, так и говорю! Президент сказал».

Для меня очевидно, что Казахстан — двуязычная страна и таких стран на планете немного. И этим надо только гордиться. Гордится тем, что вы стоите в одном ряду, например, с Финляндией и Бельгией. Двуязычие подразумевает взаимоуважительное отношение к обоим языкам, и если человек в своей стране, в той же Финляндии, например, не зная одного из официальных языков (финского или шведского), попадёт в эту чуждую языковую среду, то — будьте уверены — ему всячески помогут. Но никому не придёт в голову издеваться над незнающим иной язык. Тем более, когда люди узнают, что провокатор прекрасно владеет обоими языками. Он станет посмешищем в глазах общественности как злоупотребляющий своими знаниями.

Как известно, президент Токаев стал инициатором создания Международной организации по русскому языку под эгидой СНГ. Ожидается, что осенью 2024 года она уже заработает. Как вы считаете, какова роль Организации в деле укрепления дружественных и союзнических отношений между странами? В чем политический смысл этого шага?

— Русский язык — это, на мой взгляд, единственный универсальный инструмент на нашем евразийском пространством. Образно говоря, этакий большой газовый ключ, которым можно открутить любую гайку, то есть удачно применить в любой сфере — технической, гуманитарной, деловой, в целом, как говорится, «по жизни». Так сложилось веками. Это глобальные геополитические вещи, которые Токаев, безусловно, понимает. Гипотетический отказ от русского языка не снимет мгновенно образовавшуюся острейшую проблему межгосударственной, международной коммуникации на нашем евразийском континенте. Свято место пусто не бывает. В любом случае придётся «изобретать велосипед». А вариантов предельно мало. Это или английский, на котором так или иначе разговаривают более 70 стран или, например, арабский (на нём говорят свыше 30 стран). Или китайский. Для меня ясно, что такие «газовые ключи» в Евразии не сработают. Или это будет уже совсем другая история для наших государств.

Языковой вопрос является излюбленной, но далеко не единственной темой для информационных манипуляций и провокаций с обеих сторон, целью которых является разлад в отношениях Казахстана и России. Например, муссировался вопрос и по поводу непроведения Казахстаном в 2024 году военного парада в честь Дня Победы. Чем опасны подобные манипуляции? Удается ли нашим странам с ними бороться?

— Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо сначала ответить на вопрос, что такое военный парад? Ясно, что это символ, свидетельствующий о том, что государство чтит ратный подвиг своих предков, передаёт эту память из поколения в поколения. А теперь зададимся вопросом — хранит ли память о Великой Победе Казахстан, преумножает ли её? Ответ очевиден — да, хранит и преумножает. Государство Казахстан в наши дни создаёт новые памятники героям войны, реконструирует старые, увековечивает имена фронтовиков, поддерживает финансово и вниманием ветеранов. Вот буквально вчера прочитал, что в Алматинском парке 28-ми гвардейцев-панфиловцев началась реконструкция Мемориала славы у Вечного огня.

Вся эта ситуация схожа с житейской. Один сын, проживая далеко, помогает своим пожилым родителям деньгами, а другой, живущий рядом, каждую неделю навещает отца и мать, помогает по хозяйству, в мелочах. И вот соседи судачат, мол, один — молодец, не жалеет на стариков денег, а про другого говорят — приезжает на пять минут, для вида. Или, наоборот, первый, дескать, «откупается», а мог бы навестить. На всех не угодишь. Но важно в этой ситуации лишь то, что родители получают заслуженное внимание и не делят своих детей на меньше и больше заботящихся.

На прошлой неделе министры культуры двух стран Аида Балаева и Ольга Любимова утвердили совместные планы по культурному сотрудничеству на ближайшие два года. В Казахстане прошли Дни российского кино. В октябре в Большом театре пройдут гастроли театра «Астана Опера». В планах провести V Молодежный театральный форум стран СНГ в Алматы. Российская сторона пообещала оказать содействие в подготовке выставки в Третьяковской галерее, посвященной 120-летию живописца Казахской ССР Абылхана Кастеева. Как вы оцениваете сегодняшнее культурное сотрудничество между странами? Как это объединяет народы и страны?

— По моему мнению, культурное сотрудничество между нашими странами — только в начале пути. Причины вялого и спорадического взаимодействия на этом поприще лежат на поверхности. Это общая глобалистская тенденция — знать всё и ничего. Началась она с появлением интернета, когда люди с восторгом сказали: «В интернет можно закачать всю мировую литературу!» Закачать-то закачали, но мало кто её там читает. А книжки тем не менее перестали покупать домой, памятуя именно об этой псевдодоступности — в интернете же есть всё! Так и с культурой вышло. Что происходит у соседей, какое там самобытное искусство, чем вообще дышат казахстанцы, — всё это ушло на второй, третий, десятый план. Оттого и много мифов друг о друге, один краше другого. Оттого вы и задаёте вопрос, удается ли нашим странам побороть провокации и манипуляции? Есть такая загадка: отчего умерли мамонты? И ответ: мало встречались друг с другом. Надо чаще встречаться. Поэтому тесное общение наших министров культуры — двух представительниц прекрасного пола, что немаловажно, ведь культура —женского рода — надо только приветствовать.

В одном из интервью Касым-Жомарт Токаев назвал межкультурный диалог «золотым мостом», прочно связывающим наши страны и народы. По вашему мнению, на чем строятся дружественные отношения между Казахстаном и Россией?

— В первую очередь строятся, конечно же, на прошлых победах и успехах. Этот фундамент сложно раздробить. Понятно, что эта база условно зовётся «советской» и от того имеет противников как в России, так и в Казахстане, кто в силу разных причин разочарован нашим общим советским периодом, а то и просто смотрит со злобой на это прошлое. Но такова наша жизнь со свободой мнения. Сегодня нам нужны совместные прорывные проекты, чтобы они завтра стали фундаментом для поколений второй половины XXI века. Проекты уровня целины, освоения космоса, разработки подземных кладовых со всей таблицей Менделеева. Сегодня таким проектом, например, может стать совместное с Россией строительство атомной станции в Казахстане. А в России — давайте пофантазируем — строительство новых городов в Сибири при участии Казахстана с вашим опытом возведения «в чистом поле» Астаны и Туркестана. Такие «мелочи» как схожий менталитет русских и казахов, включающий в себя базовые понятийные вещи добра и зла, уважение к духовным традициям и семейным ценностям, наконец, единое чувство юмора придаёт нашей дружбе крепость, как в хорошем вине.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter