«Семь граней Великой степи» — это продолжение вектора, заложенного в «Рухани Жангыру».
В своей статье Нурсултан Назарбаев предложил реализовать несколько крупных исторических проектов. Они должны вывести отечественную науку на новый уровень. При этом по всем направлениям уже существуют неплохие наработки и опыт. Об этом говорит ученый, доктор исторических наук Саттар Мажитов.
— Саттар Фазылович, какие из предложенных в статье проектов импонируют вам больше всего?
— Мне, как историку, импонируют абсолютно все. Дело в том, что все эти проекты в первую очередь касаются модернизации именно исторического сознания. А оно в свою очередь является частью общественного сознания вообще.
Сможет ли Казахстан использовать историю как ресурс для идеологии? Ч. 2
Полтора года назад президент написал «Рухани Жангыру», посвященную общественному сознанию. Так что
нынешняя статья — это продолжение первой
Круг поставленных задач широк. Но главное, что
по всем предлагаемым проектам некие заделы в Казахстане уже имеются
— Например?
— Возьмем проект «Архив 2025». За годы независимости мы уже заложили основы для его реализации. Например, программа «Мәдени Мұра», работа над которой шла в 2004-2011 годах. Я лично сам участвовал в этом проекте от начала до конца, и было сделано очень много.
С архивами вообще очень сложно. Один и тот же можно посещать тысячу раз и каждый раз находить новые документы. Года четыре назад я работал в российском госархиве древних актов и нашел один документ в таком фонде, в котором просто не ожидал его встретить.
Особенно тяжело, если архивы находятся в других странах
Иногда сложно бывает даже определить, где вообще искать нужный материал, даже по одному конкретному человеку — один документ нашел в Вене, другой в Пекине, третий еще где-нибудь.
Благодаря этому проекту мы отойдем от практики поверхностного поиска документов по всему миру и перейдем уже к углубленному. А он требует других подходов, методик, да и в целом методологии.
— Для чего вообще нужен такой архив?
— В первую очередь, чтобы поднять отечественную историческую науку на новый уровень. Это кардинально важная задача.
Нужно понимать, что уже на этапе его создания встанет вопрос о привлечении как можно большего числа узких специалистов. И такие у нас есть, многие уже успели набраться опыта за границей. Кроме того, потребуется разработать новые приоритеты, механизмы поиска и тому подобное. Так что времени и сил потребуется немало.
Чем казахстанские специалисты отличаются от европейских?
Историей вообще должны заниматься профессионалы. К сожалению, сегодня ситуация несколько иная. Разные «исторические» труды — как правило, из так называемой альтернативной истории — вдруг начали писать далекие от этой науки люди. Вот они как раз часто способствуют тому, что и сама история начинает подаваться в совершенно других ракурсах.
— Почему так получается?
А это в конечном счете для кого-то очень выгодно. На этой почве можно и «войны памяти» разжечь — неслучайно же мы до сих пор не можем создать единого учебника для СНГ или хотя бы для Центральной Азии. Потому что есть противоречия, которые как раз проистекают из неправильного использования документов.
— С историческим сознанием связан и проект Парк энциклопедий «Великие имена Великой степи». И в этом направлении тоже уже немало сделано. Я, например, автор и создатель цифровых образовательных ресурсов по истории Казахстана. Их можно увидеть на портале.
Но это все эмпирический материал. И вот сегодня, когда он уже есть, президент дает возможность перейти на новый контентный уровень. Парк энциклопедий — не просто толстые тома на полках. Здесь речь идет о создании образов исторических деятелей и их достижений.
Как на самом деле выглядели исторические личности?
Нужно заметить, мы не знаем, как выглядят многие великие личности, потому что не сохранились достоверные изображения. Так что
нужно выработать единый подход
Сейчас иногда на севере ставят человеку один памятник, а на западе он выглядит уже совершенно по-другому. Так что специалистам придется строго учитывать и этот момент, и многие другие.
Поставленные президентом задачи требуют глубокого подхода. В первую очередь профессионального осмысления уже наработанного.
— Особо хочу сказать про кино и телевидение. Например, про научно-популярные сериалы о героях и мыслителях прошлого. Такие уже есть, их много, наверное сотни, некоторые переводятся на многие языки.
Восемь лет я сам консультирую исторический сериал, создано уже около 300 серий.
Тем не менее документальные картины про исторических личностей прошлого — это скорее фильмы-версии. Поэтому и здесь пора уже приходить к верифицированному варианту.
— А чего не хватает нашему художественному историческому кино?
— Буквально недавно в Туркестане проходил молодежный форум, во время очередных дебатов один из участников говорит — поднимите руки те из молодых, кто может посмотреть фильм «Кыз Жибек» от начала до конца? По залу смех прошел. И речь не о том, что старые фильмы скучные, просто молодежной аудитории сегодня нужны другие.
В нашей истории множество сюжетов, которые могли бы послужить основой для любого блокбастера
При этом на исторических фильмах можно даже не «зацикливаться». В степи хватает легенд и мифов для жанра фэнтези.
Казахи трепетно относятся к истории: не дай бог, ошибиться в кино с бием или ханом
Но опять-таки нужны профессионалы. Если снимать действительно историческое кино, а не просто задумку режиссера, консультировать тоже должны специалисты. К сожалению, часто исторические сюжеты просто вырывают из контекста и до конца не развивают.
Очередное поручение от президента — запуск проекта «Тюркская цивилизация: от истоков к современности» и организация в его рамках Всемирного конгресса тюркологов в Астане в 2019. И конечно, проведение Дней культуры тюркских этносов. Могу заверить, что и здесь уже многое сделано. Например, в ноябре в Туркестане прошел тюркологический форум. Съехались более 50 ученых. Так что
опыт проведения таких мероприятий у нас имеется
В общем, просто нужно объединить специалистов и приложить к выполнению максимум сил и времени.