29 октября 1981 года в Афганистан был введен 2-й мусульманский батальон, впоследствии ставший легендарным…
Он был сформирован из казахов, таджиков, узбеков и кыргызов. Впрочем, представителей других национальностей там тоже можно было встретить, но куда в меньшей степени.
Командовал батальоном майор Борис Керимбаев, о котором и пойдет наш рассказ.
Но обо всем по-порядку.
Итак, на дворе 1979 год. Руководство СССР приходит к выводу, что ситуация в Афганистане меняется стремительно, а значит, туда необходимо ввести небольшие воинские подразделения. Для поддержания дружественных сил, разумеется.
В этом же году директивой Генерального штаба Вооруженных сил СССР в городе Чирчике (Ташкентская область) был создан 1-й мусульманский батальон.
Личный состав в основном составляли таджики, узбеки и туркмены. Правда, также в батальоне служили и русские. Численность была невелика — всего 532 человека, а командиром был назначен майор Хабибджан Холбаев.
Батальон принимал активное участие в свержении Хафизуллы Амина — председателя Революционного совета Афганистана. После успешной операции подразделение вернулось домой и было расформировано.
Но когда стало понятно, что ситуация в Афганистане обещает затянуться, было принято решение о формировании похожего отряда, ведь прошлый опыт был признан удачным.
К тому времени в Капчагае уже был создан 177-й отдельный отряд спецназначения ГРУ, но он готовился к боевым действиям в другом регионе — на территории Синцзян-Уйгурского автономного района КНР. Однако Афганистан представлял большую проблему, и именно этот отряд впоследствии стал известен как 2-й мусульманский батальон.
Как уже упоминалось, командиром был назначен Борис Керимбаев, получивший военное образование в Ташкентском высшем командном училище им. В. И. Ленина.
В сентябре 1981 года отряд сдал проверку по боевой подготовке, а 29 октября перешел границу СССР для передислокации в Афганистан.
Первым местом дислокации стал город Мейнеме. Уже 7 ноября отряд принял боевое крещение, понеся первые потери. Личному составу приходилось переучиваться, адаптируясь к новым, весьма суровым условиям. Именно в Мейнеме Керимбаев получил прозвище Кара майор — так его звали не только собственные бойцы, но и моджахеды.
В январе 1982 года отряд принял участие в войсковой операции под населенным пунктом Дарзоб, затем четыре месяца стоял там гарнизоном, проводя разведывательно-поисковые рейды. В то же время мусульманский батальон оказывал посильную помощь местному населению и налаживал отношения со старейшинами. Когда батальон Керимбаева получил приказ о передислокации, случился интересный факт — старейшины Дарзоба написали письмо главе Афганистана Бабраку Кармалю с просьбой оставить у них часть Кара Майора на условиях полного довольствия. В конце мая отряд получил задачу занять только что освобожденное советскими войсками Панджшерское ущелье.
Выполняя приказ командования, Кара Майор и его отряд вошли в Панджшерское ущелье и расположились в населенном пункте Руха. Следует отметить, что это знаменитое ущелье было идеальным местом для партизанской войны.
Также возле него начинается знаменитый перевал Саланг. Именно здесь проходит стратегическая важная трасса Хайратан — Кабул. По ней из СССР в Афганистан доставлялись грузы военного и гражданского назначения. Фактическим хозяином этого ущелья был знаменитый полевой командир Ахмад Шах Масуд, который отличался высоким интеллектом, огромным опытом ведения партизанской войны и пользовался большим авторитетом у населения. Его звали Львом Панджшера.
Ахмад Шах дал клятву на Коране, что за месяц выбьет мусульманский батальон из Панджшера, но не смог выполнить свое обещание. У Кара Майора было всего 500 солдат и офицеров против небольшой армии Ахмад Шаха. Среди моджахедов воины Льва Панджшера считались по праву самыми отборными и мотивированными бойцами.
Первоначально отряду Кара Майора нужно было удерживать ущелье всего месяц. Однако 177-й отряд продержался около года. Керимбаевцы сами очень успешно использовали партизанскую тактику и наносили весьма ощутимые удары. Взбешенный этими неудачами, за голову Кара Майора Лев Панджшера пообещал 1 миллион долларов.
Несмотря на эти обстоятельства, отряд Керимбаева вынудил Масуда заключить временное перемирие с командованием 40-й армии. Неудивительно, что первым условием со стороны Масуда было требование вывести из Панджшерского ущелья мусульманский батальон. Оно было выполнено — отряд вывели в населенный пункт Гульбахор провинции Парван.
Впоследствии подразделение успешно воевало во всех горячих точках Афганистана. В феврале 1989 года 177-й отряд специального назначения ГРУ вышел из Афганистана последним.
Когда 29 октября 1981 года керимбаевцы входили в Афганистан, они дали слово, что после войны каждый год будут встречаться в Алма-Ате в парке 28 панфиловцев. И вот уже скоро 30 лет, как они встречаются в парке…
Из рядов этого славного боевого подразделения вышли пять будущих генералов: Мукан Дюсекеев, Сакен Жасузаков, Мэлс Бекбоев, Таалай Шаатемиров и Ринат Мереддурдыев. Именно они составили костяк армий Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана.
Сержант Сергей Якиманский занялся строительным бизнесом и стал владельцем строительной компании. Он известен тем, что построил пансионат «Руха» на южном берегу Иссык-Куля. В следующем году он и его однополчане намерены установить там памятник погибшим из 177-го отряда и всем участникам войны в Афганистане.
Источник: Sputnik Кыргызстан