Эксперты насчитали в действующих законах сотни коррупциогенных норм.
С 2014 года в Казахстане отменено антикоррупционное исследование законов. Хотя за пять предшествовавших лет оно показало свою эффективность. Из 35 тысяч нормативных актов по стране не прошли экспертизу, и как следствие не были приняты, аж 6 тысяч документов.
На днях в Алматы прошел «круглый стол» с участием чиновников и общественников как раз по теме антикоррупционной экспертизы.
Председатель управляющего комитета Регионального хаба в сфере госслужбы Алихан Байменов рассказал, как с сомнительными нормами в государственных документах борются за рубежом.
— Если мы хотим двигаться в сторону государства, свободного от коррупции, наше законодательство должно стимулировать движение в этом направлении.
Неслучайно Конвенция ООН против коррупции призывает страны-участницы систематически применять механизмы антикоррупционной экспертизы правовых актов, — сказал Байменов. — Это можно проводить и после их принятия. Но более эффективно и менее затратно делать экспертизу проектов — будь то законы, постановления правительства или ведомственные акты.
Особенно это касается документов, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судебной ветви власти
В разных странах созданы и успешно работают — как по заказу правительства, так и парламента — целые сети независимых институтов.
По словам Алихана Байменова, недавно группа казахстанских чиновников изучала опыт США в вопросах эффективной работы госслужащих.
— Посетили не только государственные органы, но и некоторые исследовательские организации — Академию госуправления, Бюро статистики труда. Эти большие организации по заказам как правительства, так и конгресса работают над экспертизой и проектов, и принятых актов.
Более того, в США есть специализированное агентство. Его задачей является приведение законодательных актов в удобоваримую форму для граждан.
Уповать только на внутреннюю экспертизу внутри наших министерств не стоит. Нужна и внешняя оценка коррупциогенности принимаемых актов
Чтобы исключить воздействие разработчиков на результат.
Например, правительство Великобритании 6-7 лет назад вывело из подчинения министерств юридические и кадровые службы, службы обеспечения информационными технологиями и госзакупок. Как говорит председатель управляющего комитета, это позволяет министерствам сосредоточиться на своей основной работе.
— Сам процесс экспертизы должен быть прозрачным. Проекты сейчас публикуются в открытом доступе. И проведенная экспертиза с указанием авторов тоже должна размещаться в Интернете, чтобы создавать конкурентную среду. Три года назад мы проводили конкурс инновационных решений в области госслужбы. Уникальный проект представила Молдова.
Там разработали программное обеспечение, которое позволяет анализировать тексты проектов законов на коррупциогенность без какого-либо человеческого вмешательства
Мы поставили об этом в известность минюст, сотрудники министерства ездили в Молдову и изучали опыт применения. Так что у нас тоже все впереди.