В сентябре 2018 года Нацбанк продал на валютной бирже $520,6 млн, проведя тем самым первые интервенции с октября 2017. Однако тенге не удалось укрепиться даже при помощи такой поддержки.
Причиной, что Нацбанку пришлось выйти на биржу с продажей долларов, называют увеличение спроса на инвалюту на фоне снижения ее предложения.
«Ситуация на мировых товарных и финансовых рынках формировалась разнонаправленно. Мировой рынок нефти характеризовался ростом цены, которая достигла максимальных значений с декабря 2014 года.
Финансовые рынки развивались под воздействием обострения торговых конфликтов и нарастанием напряженности между крупнейшими экономиками мира.
Санкционная и протекционистская политика США, а также продолжающийся цикл повышения ставок Федеральной резервной системой США обусловили изменение направленности потоков капитала в пользу развитых рынков», — говорится в сообщении регулятора.
Главной же негативной новостью Нацбанк называет ослабление рубля, чему также способствовали геополитические события
Однако даже при обилии внешних факторов регулятор считает ослабление тенге чрезмерным – реакцию рынка тут называют «чрезмерной». Реагировать на это пришлось продажей долларов.
«В период с 5 по 7 сентября 2018 года в условиях отсутствия предложения иностранной валюты Национальный Банк осуществил продажу $520,6 млн.
Доля участия Нацбанка в эти дни составляла около 80% от общего объема торгов на валютной бирже. В целом за месяц доля участия НБРК составила 13,6%», — отмечают в Нацбанке.
Интересно, что даже продажа $500 млн не помогла тенге укрепиться. Так как сделки осуществлялись 5-7 сентября, они отразились в официальном курсе на следующий день. Но при этом с 6 по 8 число официальный курс американской валюты вырос с 369,89 до 375,62 тенге. То есть
тенге, несмотря на серьезную помощь Нацбанка, ослаб почти на шесть пунктов
Второй момент – это объем интервенций. В 2017 году Нацбанк продавал доллары на бирже в июне-октябре. Всего
за четыре месяца на поддержку тенге было направлено 620,5 млн долларов
Таким образом, за три сентябрьских дня на эти цели ушло всего на $100 млн меньше, чем за весь 2017 год. Более того, с января 2016 (более ранних данных на сайте Нацбанка нет) объем нетто-продаж никогда не был столь значителен, а объем операций был больше лишь в марте-мае 2016 года. Но тогда регулятор покупал, а не продавал американскую валюту.