Уроженка Павлодарской области Асель Саканова сегодня работает в ведущем университете мира в Дублине. Почему она решила повысить свою квалификацию за рубежом и что можно улучшить в академической среде в Казахстане?
— Расскажите о себе: где вы родились, в каком городе жили и чем занимались до переезда?
— Я родилась в Павлодаре, в семье инженера и учителя физики, но всю жизнь прожила в Экибастузе. Мама скоропостижно скончалась и папа остался с тремя маленькими детьми.
С того момента нашим воспитанием занималась ажека, заслуженный учитель казахского языка и литературы с 40-летним стажем. Она была одной из первых женщин-казашек, закончивших КазГУ им. Кирова и получивших высшее образование.
Также ей посчастливилось быть студенткой самого Мухтара Ауэзова
Я окончила сш №12, а затем в Павлодаре, в ПГУ им. С. Торайгырова, получила степени бакалавра и магистра по специальности «Теплоэнергетика».
По возвращению в родной город работала преподавателем в институте ЕИТИ им. Сатпаева.
Параллельно я подавала документы на разные академические программы за рубежом.
Однажды мне пришло приглашение на PhD программу из Наньянского технологического университета, Сингапур
Годы учебы в этой стране полностью перевернули мой предыдущий уклад жизни. Пришлось работать по 10-12 часов в лаборатории Rolls Royce @NTU Corp.Lab. Живешь в кампусе, что на краю города, и даже не видишь красивую жизнь страны.
В 2016 году благодаря упорству и энтузиазму я получила степень PhD Electrical and Electronics Engineering. Тема моих научных исследований — «Охладительные системы для силовой электроники». По окончанию я проработала еще год в той же лаборатории в качестве постдокторанта.
Кстати, в Сингапуре я встретила своего супруга. Год назад мы поженились.
— Что стало причиной переезда в Ирландию?
— Прожив пять лет в Сингапуре, я поняла, что нахожусь в зоне комфорта и никуда больше не двигаюсь. Стала раскидывать резюме на постдокторантуру и получила предложение из Trinity College Dublin, Ireland. Новый проект, новые знакомства, новые возможности вдохнули долю «свежего» энтузиазма. Вот уже год как я живу здесь.
— А что насчет визы? Тяжело ли было получать?
— Нет. Визу выдали по специальному пункту «Научный исследователь и его семья».
— Расскажите о своей работе. В чем сходства и различия между Казахстаном и Ирландией в вашей отрасли?
— Я занимаюсь научными исследованиями при университете, также параллельно преподаю и участвую в международных конференциях.
Для того чтобы стать профессором, нужно иметь достаточное количество хороших публикаций
Тогда как в Казахстане вся профессорская деятельность заключается в преподавании, постоянном обновлении силлабусов и методичек. О науке никто и не слышал.
Недавно смотрела рейтинг научных публикаций стран мира. Казахстан стоял на одном уровне со странами Африки
Исключение только Назарбаев Университет.
— На ваш взгляд, что конкретно можно предпринять для создания благоприятных условий в академической среде Казахстана?
— Давайте по порядку.
Главная проблема заключается в отсутствии финансирования науки
Отсюда страдает материально-техническая база: научное оборудование и установки, лаборатории, электронно-вычислительные машины и т. д. Необходимо поднять статус науки путем ее должного финансирования, а также привлечения спонсоров.
Непрозрачность проведения конкурсов на соискание грантов для научных исследований также немаловажная проблема.
Зачастую гранты на науку выдаются по связям, по знакомству. Сама комиссия, проводящая конкурс, тоже вызывает сомнение. Даже если научный исследователь все-таки получил свой заветный грант на работу, сумма, выделенная комиссией, в разы меньше, чем указывалась в заявке. Частичного финансирования не хватает на полную реализацию проекта. Получается ни туда и ни сюда.
Также известен факт, когда вышестоящий руководитель проекта злоупотребляет своими полномочиями и недодает, а порой и вовсе забирает зарплату своей научной команды.
Дабы избежать вышеперечисленного, необходимо проводить открытые (прозрачные) конкурсы на соискание грантов для научных исследований, а также публиковать результаты научных работ и отчет по целевому использованию средств гранта.
Кроме этого, считаю необходимым внедрение KPI (key performance index) профессорско-преподавательского состава для всех вузов Казахстана. KPI — это ключевой показатель результативности, где оценивается вся деятельность преподавателя в течение академического года. А
главным критерием должны стать научные публикации в топовых журналах мира с хорошим импакт-фактором
На базе KPI предлагаю поощрять денежным бонусом в виде 13-й зарплаты. Думаю, это будет отличным стимулом как для молодых ученых, так и для их наставников. Кстати, в Сингапуре бонусы составляют от 1 до 5 месячных заплат.
Нельзя не отметить еще оставшуюся со времен Советского Союза бюрократию. Заключается она в составлении УМК (учебно-методического комплекса) каждой дисциплины (составление лекционного материала, лабработ, практический занятий и др.).
Так вот этот УМК приходится постоянно обновлять в связи с постоянно меняющимися ГОСТами министерства. Несколько раз в год вся эта документация будет проверяться комиссиями, которая обязательно найдет ошибки, и опять придется исправлять.
Самое интересное, что дисциплину, для которой составлялся УМК, могут и вовсе убрать из учебного плана. Помимо УМК есть и другие постоянные отчеты, доклады.
Необходимо сократить бумажную работу преподавателя, чтобы у него появилось время на науку
И самое главное, для молодого ученого необходимо предоставить условия, такие как достойная зарплата, соцпакет, возможность карьерного роста. Сегодня попалось на руки объявление, где доктор PhD по математике предлагает услуги в качестве репетитора. А ведь это готовый ученый, который, по идее, должен вносить вклад в науку. По всей видимости,
материальное положение вынуждает брать подработки, а науку задвинуть в долгий ящик
— Как прошла ваша адаптация к новой стране?
— Климат очень понравился: нет такой жары, как в Сингапуре, и таких холодов, как на севере Казахстана, хотя по снежной зиме я очень скучаю. И люди тут неспешные, приветливые и вежливые, ведут размеренный образ жизни. Никто не засиживается вечерами в офисе, как в Сингапуре, но свою работу выполняют на совесть.
Если ты работаешь допоздна или на выходных, значит ты неправильно или неэффективно распределил время
То есть тут работают на эффективность, в то время как в Казахстане уйти раньше начальника не получится. Здесь на первом плане семья и никто тебя не побеспокоит во время отпуска.
В Ирландии не увидишь небоскребов, как в Сингапуре. Все бизнес-центры сконцентрированы в центре города, а в 15 минутах от него ты как будто попадаешь в ухоженную деревушку.
Но в этом и заключается вся прелесть: хочешь уединения — пройди немного дальше от центра. Здесь часто можно увидеть семьи с двумя, тремя детьми. Оказывается, рождаемость тут одна из высоких в Европе.
Еще здесь огромное количество парков и прудов с лебедями. В Ирландии постоянно моросит, поэтому трава круглый год сочно-зеленая.
И главная особенность Ирландии: каждый десятый житель – огненно-рыжеволосый
— Ирландия — это страна кельтов, их культура богата легендами и преданиями об эльфах, лепреконах.
Развитое пивоварение и умеренный климат привлекли множество программистов,
превративших столицу Ирландии в центр информационных технологий.
За последние 20 лет более 1000 крупных международных компаний (Google, Facebook, Twitter, Dell, Intel, IBM, LinkedIn) разместили здесь свои штаб-квартиры. Ее также признали лучшей страной для ведения бизнеса.
Приход мировых IT-компаний создал площадку для стартапов, которые поддерживает госпрограмма
Кстати, здесь я занимаюсь исследованиями в области охладительных систем, как раз-таки для центра обработки и хранения данных.
Здесь редко увидишь детей с гаджетами, чаще они играют на улице или читают книги. Меня это очень подкупает. И мамочки не кутают и не залечивают их, как в Казахстане.
— Давайте поговорим об экономической жизни: хватает ли вам зарплаты, где живете, сколько составляют расходы.
— Сингапур занимает 1 место в списке самых дорогих городов мира, а Дублин — на 20-м. Но аренда жилья здесь из-за большого спроса и недостатка ощутимо дороже. И
не ты выбираешь жилье, а лэндлорд (собственник дома) решает, кого можно заселить, а кого не стоит
Я снимаю небольшую студию в 3,5 км от центра, а мой университет расположен в центре. Каждый день хожу на работу и обратно пешком или езжу на велосипеде: заторы страшные.
Средняя зарплата в Ирландии составляет 2200 евро в месяц. Налоги платятся в зависимости от дохода. Так, скажем, от средней зарплаты налог будет составлять примерно 20%.
Расходов больших нет. Единственное,
зимой ощутимо увеличивается оплата за электричество. Теплоизоляция зданий оставляет желать лучшего
Зимой ношу пару свитеров в офисе, тогда как коллеги ходят в одной рубашке.
И самый часто задаваемый вопрос: «Неужели тебе холодно, ты же из северного Казахстана?!».
Здесь лучше не болеть, так как медицинские услуги очень дорогие
Ланч в основном все приносят с собой. Единственное, на что мне не жалко потратиться, это на путешествия. Каждый месяц, хотя бы на уик-енд, стараюсь куда-нибудь выбраться: Европа довольно маленькая и компактная, все страны рядом.
— Какие у вас планы на будущее? Собираетесь ли возвращаться в Казахстан?
— Мой муж живет и работает в Сингапуре. Сразу после окончания проекта я возвращусь к нему. Очень скучаю по родине, но планов связать свое будущее с Казахстаном пока нет.