Каждый месяц в Казахстане регистрируется в среднем 15 тысяч автомобилей, работающих на газе: почти в 1,5 раза больше, чем в 2017. Причина – низкие цены на топливо, позволяющие значительно экономить на заправке. А вот в сами автомобили казахстанцы стали вкладывать больше – средняя стоимость приобретаемой техники выросла на 3,3%.
Почти каждый шестой зарегистрированный в 2018 году в Казахстане автомобиль работает на газе – такие данные приводит Ассоциация Казахстанского автобизнеса (АКАБ). Тут сообщают, что
в 1 полугодии на учет было поставлено более 89,5 тыс. единиц ТС с установленным газобаллонным оборудованием
– это 15,9% от общего количества зарегистрированной техники.
По сравнению с 2017 рост популярности огромен – количество покупок автомобилей с газовым оборудованием вырос на 44,5%. Так граждане отреагировали на рост цен на бензин и дизельное топливо, предпочтя им более доступный газ.
Впрочем, в АКАБ считают, что экономия может оказаться временной
«На сегодняшний день «голубое топливо» является самым доступным моторным топливом в стране. Стоимость литра сжиженного газа на заправках страны колеблется в коридоре 55-80 тенге.
Предельная оптовая цена, регулируемая минэнерго, сегодня существенно ниже не только экспортной, но и оптовой
цены в приграничных странах. Учитывая этот факт и рост популярности газовых автомобилей, стоимость автогаза в ближайшем будущем будет подвергаться высокой волатильности», — считают в ассоциации.
Наибольший интерес к газовому оборудованию отмечается на западе Казахстана (Мангыстауская и Актюбинская области), а также бывшей Южно-Казахстанской области – на эти регионы приходится половина от всех зарегистрированных в январе-июне автомобилей с газовым оборудованием.
Популярность теряется при продвижении на восток – в ВКО спрос на такой транспорт минимален.
Главная причина в цене топлива – чем меньше стоит газ в регионе, тем больше владельцев им пользуются
«Казахстанцы переводят на газ преимущественно технику старше 3-х лет: за отчетный период больше всего было зарегистрировано автомобилей с ГБО возрастом от 10 до 20 лет – 30 498 ед, от 3 до 10 лет — 27 784 единиц, на технику старше 20 лет приходится 24 822 регистрации. Остальные 6 456 единиц моложе 3-х лет», — отмечают в АКАБ.
Эта картина в целом соответствует общему портрету казахстанского авторынка:
большинство сделок (как с газовым оборудованием, так и без) приходится на старые автомобили
При этом ГБО ставят как владельцы дорогих автомобилей, так и бюджетных моделей:
в тройке самых популярных легковых автомобилей с ГБО представлены Toyota Camry, Daewoo Nexia и Opel Vectra
«Большая часть из оформленных в первые 6 месяцев 2018 года автомобилей с ГБО принадлежит физлицам (84 660 ед.), на долю юрлиц приходится всего 5,5% регистрации (4 932 ед.).
73 008 регистраций – это легковые автомобили, 13 694 регистраций — легкая коммерческая техника, на тяжелую коммерческую технику и автобусы приходится 2 273 и 617 регистраций соответственно», — отмечают в АКАБ.
Если на топливе наши соотечественники экономят, то на самих автомобилях нет. По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром»,
средняя стоимость автомобиля, купленного в 1 полугодии 2018 года, составила 8 млн 179,2 тыс. тенге
– это на 3,3% больше показателей за аналогичный период 2017.
Доля автомобилей бюджетного сегмента (до 3,5 млн тенге) снизилась за год на 1,75%, хотя и остается на достаточно высоком уровне – 19,1% от общего количества сделок.
Чуть больше – 19,7% рынка – занимают авто ценой от 3,5 до 5 млн тенге: по сравнению с 2017 их доля снизилась сразу на 5,8%.
В ценовом диапазоне от 5 до 7 млн тенге было реализовано 20,6% техники (5 344 ед.). Благодаря выходу на рынок новых моделей вклад сегмента вырос на 3,2%.
Более 15,6% покупателей сделали выбор в пользу автомашин стоимостью от 7 до 10 млн тг (4066 ед.). Их доля выросла на незначительные 0,12%.
«Сегменты бизнес- (10-15 млн тг) и премиум-класса (свыше 15 млн тг) заняли соответственно 14,5% (3 767 ед.) и 10,5% (2 739 ед.) рынка первичных продаж.
Общая доля техники дороже 10 млн тг выросла на 4,2% и сегодня составляет 25% первичного рынка
Рост сбыта связан с обновлением доступной линейки седанов бизнес-класса», — отмечают в КазАвтоПроме.
В рейтинге самых дорогих моделей лидируют Porsche 911 Turbo (66,9 млн тг), Porsche Panamera (54,6 млн тг) и Lexus LC (45,6 млн тг).
Десятку наименее демократичных автомобилей дополнили: