Затянувшееся ослабление тенге явно усилило интерес к доллару со стороны населения.
Хотя в Нацбанке и отказались от публикации данных об объемах покупки и продажи инвалюты, даже из нынешней усеченной статистики виден значительный рост оборотов по доллару в «чистом» выражении.
Напомним: для общественности Нацбанк публикует теперь лишь разницу между объемами купли-продажи обменниками по каждой из основных валют. Да и то лишь в тенговом эквиваленте.
Из этого следует, что с начала года нетто-продажи долларов снижались из месяца в месяц. Минимум был достигнут в мае 2018 года на уровне 32 млрд 813,0 млн тенге.
Это дало повод рапортовать об успехах политики дедолларизации,
что, естественно, выглядело явной натяжкой на фоне закрытости данных по рынку наличной валюты.
Кто нарушил спокойствие на валютном рынке Казахстана?
Заодно в Нацбанке с такой же натяжкой стали петь дифирамбы российскому рублю, мотивируя свою позицию увеличением объемов нетто-продаж по этой валюте.
В апреле по ней был достигнут месячный максимум нетто-продаж в 77 млрд 288,3 млн тенге, после чего началось снижение: за май – на 20,1% (до 61 млрд 752,9 млн тенге), а в июне – еще на 6,5% (до 57 млрд 729,6 млн тенге).
По доллару же этот показатель резко увеличился за июнь по сравнению с маем – в 2,4 раза, до 79 млрд 875,7 млн тенге
В Нацбанке, как отмечалось в материале «Кто нарушил спокойствие на валютном рынке Казахстана?», для такого случая заблаговременно подстелили соломку.
Сразу же была предложена комичная версия с сезонной «панической атакой» и «психологическом обострении»,
а также о росте спроса на доллары в период массовых отпусков.
Но если следовать этой версии регулятора, непонятно, почему тогда снижается объем нетто-продаж рубля
– ведь большинству граждан Казахстана ездить на отдых в Россию проще и ближе по сравнению со странами «дальнего» зарубежья.
К тому же в июне значительно сократились и нетто-продажи единой европейской валюты – на 21,3% (до 20 млрд 583,3 млн тенге). И это при том, что Старый Свет остается весьма популярным направлением для отдыха казахстанцев.
Операции по покупке (-)\продаже(+) наличной иностранной валюты обменными пунктами в 2018 году, нетто (млн тенге)
В итоге изучения нынешней полузакрытой статистики Нацбанка по рынку наличной валюты остается лишь предположить, что объем нетто-продаж доллара резко увеличился не столько под влиянием начала поры массовых отпусков или «панической атаки».
Дело скорее в осознании населением неизбежного ослабления тенге в ближайшем будущем
Эту грустную реальность подтвердил и советник председателя Нацбанка Айдархан Кусаинов. Он пояснил, что политика ФРС США по ужесточению монетарных условий неизбежно затрагивает Казахстан вместе со всеми развивающимися рынками.
По мере подъема ключевой ставки ФРС США и оттока капитала с этих рынков доллар укрепляется к валютам развивающихся стран. В Казахстане же благодаря свободно плавающему обменному курсу тенге это
воздействие выражается в плавной девальвации национальной валюты к доллару
А явная привязка курса тенге еще и к российскому рублю добавляет этому процессу и негативный фактор влияния западных санкций на Россию.
Напомним, что до введения последних санкций США против группы российских олигархов в начале апреля обменный курс тенге находился на рубеже в 318 тенге. К началу мая доллар подорожал почти до 330 тенге.
Все это время Нацбанк успокаивал народ своими заявлениями. Это повлекло относительную курсовую стабильность, и лето доллар встретил на рубеже около 331 тенге. Затем он вновь начал дорожать. За июнь курс поднялся почти до 342, а к концу июля подрос до 346 тенге.
Таким образом,
с апреля «зеленый» поднялся примерно на 28 тенге, почти на 9%,
что делает вложения в наличную американскую валюту и долларовые депозиты весьма выгодными. Кстати, в Нацбанке отмечают
опережающий рост депозитов в инвалюте за июнь — на 5,8%, до 7,9 трлн тенге
При этом объем тенговых вкладов увеличился на 5,4% (до 9,9 трлн тенге). Поднялся и уровень долларизации депозитов – с 44,4% по итогам мая до 44,5% в июне.