Этот вопрос будет задан 24 июня, а ответ на него мы получим 8 июля. Считанные дни остались до выборов президента и депутатов в парламент Турции. На взгляд приезжего человека может показаться, что в стране течет обычная размеренная жизнь. Но стоит приглядеться и поговорить с местными жителями, как становится понятно, что страсти кипят, как в горячем котле.
По всей стране проходят предвыборные собрания, развешаны агитационные плакаты. Портреты действующего президента можно увидеть повсеместно в Анкаре, Стамбуле, на юго-востоке, в центральной части страны и на Черноморском побережье. Там проживает в основном сельское население Турции. Фотографиями оппозиционных лидеров, особенно одного из них, пестрит индустриальный, туристический, более образованный и светский запад страны.
Эрдоган перенес срок выборов с ноября 2019 на 24 мая текущего года и является фаворитом президентской гонки. Это объяснимо. За время пребывания у власти его партии, АКР, Турция вошла в список 20 крупнейших развитых стран мира. Увеличился средний класс. Новые школы, больницы, дороги и гигантские инфраструктурные проекты стали повседневностью для турецких городов. Удвоилось количество новых аэропортов, но при этом увеличилось и строительство мечетей.
Турецкая лира, выборы и не только
В своих выступлениях президент обещает:
Он также уделяет внимание текущей финансовой ситуации в стране. В этом году инфляция составляет 12,5%, безработица превышает 10%, а лира упала на 25% по отношению к доллару.
В начале неожиданно объявленной предвыборной кампании главным соперником Эрдогана считалась женщина, Мераль Акшенер — кандидат от Национального Альянса, лидер вновь образованной Хорошей Партией (Iyi Party). В случае ее победы в первом туре свои голоса обещал отдать в ее пользу другой кандидат, Мухаррем Индже — представитель главной оппозиционной Республиканской Народной Партии (CHP), образованной еще Ататюрком в 1923 году.
Но в настоящее время Мухаррем Индже сам опережает Мераль Акшенер. Инже является депутатом парламента с 2002 года и дважды проигрывал Кемалю Кылычдаг-оглу в выборах за лидерство в своей партии. Но когда были объявлены досрочные выборы, Кылычдаг-оглу сам выдвинул кандидатуру своего соперника на пост президента. Скорее всего, именно Инже будет бороться с Эрдоганом во втором туре голосования 8 июля.
Сможет ли он победить? Мнения разноречивые. Новая социологическая компания Remres утверждает, что это возможно. Опрос был проведен 6 — 9 мая.
По итогам исследования Эрдоган набрал 41,8%, а Инже 41,3%,
при этом 16,9% респондентов ответили, что еще не определились с выбором или отказались ответить.
Другая опросная компания Metropoll, имеющая многолетний опыт работы, дала лишь приблизительные цифры. После опроса 11-17 мая она предположила, что действующий президент наберет больше 40% голосов в конце первого тура, а кандидат от оппозиции получит более 30%. Эти цифры указываются также без учета пока не определившихся голосующих.
Условия на предвыборном игровом поле сложились явно не в пользу кандидата от оппозиции. Больше всего его сторонники опасаются манипуляций при подсчете голосов. Они объясняют это нарушениями при проведении прошлогоднего референдума по внесению изменений в Конституцию страны. Тогда Высшее избирательное управление (YSK) в последний момент приняло решение об учете бюллетеней без официального штампа, а затем отказалось рассматривать обвинение в заполнении бюллетеней.
В марте 2018 года новые поправки к правилам выборов дали YSK еще больший контроль за голосовыми урнами.
Учитывая политическую активность и восточный темперамент турецкого населения, в случае недовольства результатами выборов нельзя не предвидеть возможные массовые протесты
При существующем в стране чрезвычайном положении это чревато осложнениями.
Лидер оппозиции также ограничен в возможности освещения его выступлений по ТВ и в газетах, так как большинство масс-медиа принадлежат сторонникам Эрдогана. Потому он проводит штурмовые ралли по стране, призывая участников митингов снимать его выступления на мобильные телефоны и распространять их в социальных сетях.
Инже также активно отражает обвинения Эрдогана в том, что члены партии CHP считают себя элитой и далеки от ислама. В ответ на них в СМИ появляются фото университетского преподавателя физики и нано-технологий за рулем трактора или косящего траву.
Выступая на многочисленных митингах, Инже не забывает упомянуть, что в детстве закончил курсы по изучению Корана, что в его семье есть женщины, носящие хиджаб
и что он приезжает в свою деревню на каждый мусульманский праздник.
В то время как в стране доминируют националистические настроения, Инже предпринимает довольно рискованное решение сделать упор на завоевание поддержки курдов. Он навестил отбывающего заключение за обвинение в терроризме Селахаттина Демирташа, лидера Народной демократической партии и призвал Эрдогана освободить лидера курдов, чтобы «мы могли участвовать в гонке, как настоящие мужчины».
Инже пообещал, что если будет избран, начнет переговоры между курдскими и турецкими законодателями в парламенте по решению курдской проблемы.
Курдский вопрос также остро стоит и при выборах депутатов в парламент. Если представители этого национального меньшинства не смогут преодолеть 10%-ый порог, необходимый для прохождения в законодательный орган, то предназначенные им места перейдут правящей партии АКР. Поэтому многие
противники Эрдогана готовы голосовать за курдскую партию,
даже если не испытывают особых симпатии к самим курдам. В случае избрания Инже обязуется провести экономические преобразования, что является главной головной болью турецкого электората. Он также пообещал снизить цену на дизельное топливо для фермеров и повысить минимальную заработную плату на 38%.
Начнет ли Эрдоган «войну креста и полумесяца»?
Лидер оппозиции также намерен отказаться от мер по усилению президентской власти, которые были утверждены на прошлогоднем референдуме и восстановить парламентскую систему управления.
Он также собирается реформировать Высший совет судей и прокуроров, правила работы которого были изменены, чтобы обеспечить больший контроль над судебной властью, и обещает упразднить Совет по высшему образованию, который занимается увольнением ученых и преподавателей по политическим мотивам.
«Если Инже станет президентом, он заведет на Эрдогана судебное дело»,
такое заявление опубликовали в мае проправительственные газеты, чтобы заручиться поддержкой сторонников действующего президента. Видимо, такие выводы были сделаны после следующих слов оппозиционера на митингах:
«У нас есть мука, масло, сахар, но мы не можем приготовить халву, потому что шеф-повар крадет муку».
Его высказывания толпа поддерживает одобрительными криками. В ответ на заявление СМИ Мухаррем Инже ответил, что его целью является восстановление принципа разделения властей и политического нейтралитета в государственных учреждениях. В интервью газете “Al Monitor” он пояснил:
«Если расследование деятельности [Эрдогана] и будет начато, оно должно проводиться независимой судебной властью».
Кандидат в президенты также готов отменить чрезвычайное положение, введенное после попытки государственного переворота в 2016 году. На одном из многочисленных собраний толпа повторяет за Мухарремом Индже турецкую поговорку:
«Гвоздь спасает подкову… подкова спасает лошадь… лошадь спасает героя… герой спасает страну».
Акмарал Баталова, политический обозреватель по Ближнему Востоку