Поток еще небольшой. Но уже заставляет задуматься.
Есть реальная опасность, что уже через десяток лет страна начнет испытывать самый настоящий кадровый голод в самых разных областях. Молодые казахстанцы все чаще уезжают учиться за рубеж и вернутся ли обратно — вопрос открытый.
Например, только в России студентов из Казахстана учится больше, чем из других стран. По всем специальностям — 70 тыс. человек.
Это ставит под угрозу развитие государства
На эту проблему обратили внимание и в мажилисе. Правда, только относительно сферы цифровизации экономики.
Узбекистан может обогнать Казахстан уже через несколько лет — экономист
Депутаты составили запрос на имя премьер-министра Бакытжана Сагинтаева. Документ начинается с напоминания о президентском поручении принять программу «Цифровой Казахстан».
В ней должно быть два основных направления:
Программа была принята, госорганы запустили различные проекты, целый ряд услуг действительно перешел в цифровой формат. Общество, по мнению парламентариев, видит и ценит эти усилия.
— В то же время полагаем необходимым отметить
три системные проблемы, без решения которых цифровизация рискует оказаться малоэффективной,
— указали авторы запроса.
Одна из этих проблем как раз касается «утечки мозгов». Парламентарии подчеркивают, что
молодые IT-специалисты уезжают на Запад, в Беларусь и даже в Узбекистан
— В Сколково нам встретились полдюжины казахских юношей и девушек, работающих в разных проектах, а всего в России учится более 70 тысяч молодых казахстанцев, — говорят авторы документа.
Это самое большое число иностранных студентов в России.
Больше чем из Беларуси, Украины и даже огромного Китая
— Но нужно, чтобы таланты не только учились, но и возвращались на родину, — заявили мажилисмены.
Вторая волна эмиграции начинается в Казахстане — Султанов
Возможно, эта проблема связана со следующей, из-за которой «буксует» цифровизация. Исполнители «сосредоточились на переводе в электронный формат существующих процессов организаций». А вот основное направление — собственно создание цифровой индустрии — как-то ушло в сторонку.
— Между тем цифровая экономика не сводится к электронным справкам или автоматизации процессов. Речь идет
о появлении новых, ранее не существовавших в природе секторов, товаров и услуг,
— указывают депутаты.
В качестве примеров приводят медицину, криминалистику и так далее.
— В Йельском университете отмечают успехи роботов-преподавателей, способных донести знания даже до детей-аутистов. Компания Neat Galaxy работает над платформой виртуального посещения магазинов, концертов и университетов с эффектом присутствия и прямого контакта.
Парламентарии согласны, что кое-что из вышеперечисленного пытаются внедрять и у нас. Но задаются вопросом,
что было инициировано нашими разработчиками?
— Мы о таких примерах не знаем, хотя поле для инноваций более чем широкое, — сетуют они.
Между тем, по прогнозам экспертов,
уже через 2 года 25% мировой экономики будет цифровой
Страны, оказавшиеся в авангарде этого движения, получат мощнейший импульс развития. Что приведет к постоянному нарастанию разрыва в экономическом развитии и качестве жизни между цифровыми (то есть успешными) и остальными.
Почему уезжают врачи и учителя?
— Важно быть в пуле успешных стран и работать над созданием собственных цифровых продуктов. Иначе мы повторяем ошибку «догоняющей модернизации», которой суждено потреблять чужие разработки. Но ведь «сливки» снимают именно первые, а не те, кто за ними гонится, — считают авторы.
Далее они перешли к государственному вмешательству. С одной стороны, напомнили, что здесь невозможно обойтись без частной инициативы. Одной из ключевых рекомендаций международных экспертов является
ограничение государственного вмешательства в цифровизацию экономики
С другой, у нас государство, наоборот, пытается делать это слишком часто. Что опять-таки, по мнению авторов, негативно сказывается на развитии. И не только цифровой отрасли.
— В силу доминирующей роли государства в экономике чиновники и менеджеры квазигоссектора
сами отбирают проекты, сами дают им преференции и сами собираются их осуществлять,
— считают депутаты.
До сих пор во многих сферах отсутствуют «правила игры», то есть правовое регулирование цифровизации. Мажилисмены пожаловались, что за весь 2017 год в парламент так и не внесено комплексного пакета законопроектов о поддержке и регулировании цифровой экономики.
Более того, по некоторым вопросам чиновники порой заявляют взаимоисключающие подходы. Например, по криптовалютам.
— Руководство Нацбанка в апреле 2018 заявило, что намерено запретить операции с критовалютами, включая деятельность бирж. Но в то же время пресса сообщает, что на МФЦА планируется введение рынка цифровых валют, что может стать отличительной и привлекательной особенностью этого института. Господа! Определитесь, пожалуйста, — воззвали депутаты.