Казахстан сегодня представляется оазисом стабильности в Средней Азии. Во многом это связано с социально-экономической ситуацией в республике. Но благополучие в национальной экономике является лишь вершиной айсберга. А вот в основании можно найти системные ошибки. Сумма нерешенных вопросов способна уже в среднесрочной перспективе изменить статус республики, лишив ее регионального лидерства.
Сегодня стабильная ситуация в республике складывается во многом благодаря росту гарантированных и целевых трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет. Этот метод привел
В результате доля ненефтяного дефицита к ВВП составила 11,2%. Это превышает показатель сбалансированности бюджета и Нацфонда. Напомним, что в Концепции формирования и использования средств Национального фонда этот показатель составляет 9,3%. К слову, в 2016 году доля ненефтяного дефицита была значительно ниже – 7,7%.
Увеличение трансфертов из Национального фонда способствовало стабильной долговой устойчивости республики, которая считается как соотношение расходов на погашение и обслуживание долга к собственным доходам. А в доходах республиканского бюджета удельный вес трансфертов из Национального фонда в 2017 году составил почти 46%, тогда как еще в 2016 году был немногим более 37%.
Таким образом,
экономической устойчивостью республика обязана не успешной реализацией принятых программ, а росту трансфертов из Нацфонда
Между тем еще в прошлом году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с министром финансов Бахытом Султановым отметил:
«Рост в экономике в основном обеспечивается за счет средств Национального фонда. Многие организации только и ждут, когда им выделят средства для дальнейшего освоения. Министерство финансов должно ограничить и контролировать этот процесс».
Понятно, что поступления из Нацфонда не могут быть вечными. В связи с чем вызывает озабоченность перспектива экономической устойчивости Казахстана после исчерпания резервов Нацфонда. Ведь уже сейчас актуализируется вопрос, каким образом будет пополняться бюджет республики и за счет чего?
Помимо этого отмечен рост валового внешнего долга Казахстана. По состоянию на 1 января 2018 года данный показатель достиг 167,5 млрд долларов. Таким образом, долг правительства и внешний долг субъектов квазигосударственного сектора в 2017 году в общей сумме достиг 96,2% валютных активов Национального фонда. По мнению главы Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Натальи Годуновой, приближение этого показателя к предельному значению создает значительные риски финансовой стабильности страны.
Одной из сфер, куда направлена господдержка, является банковская сфера. Однако и здесь не все гладко.
По мнению экспертов Всемирного банка, публикуемые в Казахстане официальные данные не стремятся показывать объем неработающих кредитов. По оценке экспертов МВФ, в опубликованном Докладе миссии МВФ (май 2017 г.) объем неработающих кредитов в республике составляет 40% всех кредитов в системе. По данным Ассоциации финансистов Казахстана доля всех кредитов с просрочкой платежей (NPL) в банковской системе республики только за январь-апрель 2018 года увеличилась с 14,6% до 15,3%.
Однако, по данным Национального Банка Казахстана, доля плохих кредитов у отдельных банков составляет 70%. «Средние банки проводили достаточно либеральную кредитную политику, активно осуществляя кредитование связанных с акционерами лиц и под нематериальные залоги.
В результате такой кредитной политики средние банки столкнулись с большими финансовыми проблемами
Средняя доля плохих кредитов составляет 70 процентов», — отметил председатель Национального Банка Казахстана Данияр Акишев, выступая в мае 2018 года на парламентских слушаниях в Сенате Парламента РК в Астане. Также Акишев пояснил, что «реальный уровень плохих кредитов в 2012 году составлял 41,5%, а сейчас — 23,6. Тогда как согласно официальной статистике уровень плохих кредитов в эти годы не превышал 10%».
Для выравнивания ситуации в банковской сфере кабинет министров выделяет в 2017 году значительные суммы на спасение крупных банков второго уровня. Речь идет о выделении 2,1 трлн тенге, что составляет порядка 4% ВВП Казахстана.
Помимо этого 500 млрд тенге Национальный банк РК выделил для спасения пяти банков второго уровня. Таким образом,
на пять банков была выделена сумма, равная 1% ВВП республики
Но и это не стало пределом. Известно, что в апреле 2018 года Национальный банк Казахстана объявил о возобновлении облигационной программы, которая предусматривает инвестиции ЕНПФ в банки на 200 млрд тг.
Как показывает практика, банальное выделение средств для банков второго уровня при отсутствии эффективного кредитного механизма не сможет исправить ситуацию в лучшую сторону. В связи с чем не исключено продолжение выделения финансов на поддержку БВУ из ЕНПФ.
В итоге складывается следующая картина.
Во-первых, получается, что казахстанская экономика выживает преимущественно за счет средств НацФонда и ЕНПФ.
Во-вторых, не имея четко отлаженного кредитного механизма, равно и как системной программы по выводу экономики из кризиса, правительство продолжает «накачивать» казахстанские кредитно-финансовые учреждения, фактически разбазаривая госсредства, при этом никто не несет персональной ответственности.
Сложившаяся ситуация может продолжаться еще порядка 10 лет,
пока не подойдут к концу средства, выделяемые на реализацию сомнительных проектов и поддержку малоэффективных банков. Правда, благополучие может окончиться одномоментно, если сегодня Астана решит рассчитаться со всеми долгами. Тогда в Казахстане фактически не останется Нацфонда, трансферты из которого служат залогом устойчивости казахстанской экономики. Ведь, напомним, что суммарно долг правительства и внешний долг субъектов квазигосударственного сектора в 2017 году составил 96,2% валютных активов Национального фонда.