Евразийский банк развития в докладе «Страны ЕАБР: в поисках новых драйверов роста» дал прогноз относительно развития ряда стран постсоветского пространства на 2018-2020 годы. С Казахстаном все неоднозначно. С одной стороны – снижение инфляции и базовой ставки. С другой — ослабление тенге и сокращение темпов роста ВВП.
Главное — Казахстану удалось разогнать экономический рост. По итогам 1 квартала 2018 года он составил 4,1%, тогда как в 2017 – 3,6%. Впрочем, в ЕАБР не питают особых иллюзий на счет причин происходящего.
«Растущие цены на нефть способствуют как сохранению динамики в отраслях промышленности (+5,4% в сопоставлении с I кварталом 2017), так и восстановлению активности в секторе предоставления услуг (+4,0% г/г).
<…> Со стороны использования доходов чистый экспорт оказывает поддержку экономике. Наращивание экспортных поставок в реальном выражении сопровождается восстановлением импорта. Внутренний спрос также вносит положительный вклад в динамику роста ВВП», — говорится в докладе.
Однако рост доходов от экспорта мгновенно обернулся ростом затрат
«В Казахстане на фоне роста цен на энергоносители наблюдается рост расходов. В I квартале 2018 на 13,5% г/г по сравнению с практически нулевым ростом за аналогичный период 2017.
Опережающими темпами растут расходы на соцобеспечение (почти 20%), и прежде всего на здравоохранение (23,6% г/г)»,
— отмечают в ЕАБР.
Снижение цен на сырье – базовый вариант в прогнозах ЕАБР — может обернутся для Казахстана серьезными экономическими проблемами.
По данным аналитиков, среднегодовая
стоимость нефти российской марки Urals упадет с 65 долларов в 2018 году до 58 долларов в 2020
Впрочем, в ЕАБР отмечают, что страны должны быть готовы к такому варианту развития событий. Для этого разрабатываются различные программы развития, а этого добра у Казахстана достаточно.
«Следует отметить, что в течение последнего года страны ЕАБР активно принимали стратегии и программы среднесрочного и долгосрочного экономического развития.
Особенно активно данный процесс развивался в Казахстане, где был анонсирован целый ряд программ
В 2017 продолжилась реализация программы индустриализации, принята комплексная программа «Цифровой Казахстан». В 2018 утвержден комплексный Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025. Таковой направлен на обеспечение качественного и устойчивого роста экономики с целью повышения благосостояния людей до уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития», — отмечают авторы доклада.
Но и это не все. Эти программы трудно назвать ключевыми. Гораздо более важными являются задачи, поставленные Нурсултаном Назарбаевым.
«В марте 2018 президентом РК озвучены 5 социальных инициатив. Они включают в себя инициативы в области увеличения доступности ипотеки, высшего образования, снижение налоговой нагрузки для наиболее уязвимых слоев населения, расширение микрокредитования и газификации экономики страны», — отмечают авторы доклада.
Но
рост экономики не обязательно должен зависеть от сырья или строек госмасштаба. Альтернатива – вывод бизнеса из тени
Об этом часто говорят, но, по мнению ЕАБР, особых успехов не видно.
«По данным МВФ, доля теневой экономики в странах ЕАБР составляет:
<…> По оценкам Комитета по статистике Казахстана, доля ненаблюдаемой экономики в 2016 составила 25,8% ВВП, в Кыргызстане – 23,8% ВВП (в 2015 без учета сельского хозяйства).
При любом варианте расчетов
уровень теневой экономики в странах остается высоким, однако сейчас есть все предпосылки для его сокращения»,
— отмечают авторы доклада.
Снижение доли теневого сектора позволит стабилизировать бюджетные поступления, равномерно распределять доходы. Это станет важным фактором улучшения инвестиционного климата и экономической динамики в целом.
Один из прогнозов ЕАБР относится к инфляции – рост цен в Казахстане в 2018-2020 годах будет постепенно снижаться.
«В I квартале 2018 обозначились риски дезинфляции. Таковая отчасти формируется укреплением тенге по отношению к доллару США и слабой ценовой конъюнктурой на мировых рынках продовольствия.
С другой стороны, более активная монетарная политика, направленная на сохранение нейтральности денежно-кредитных условий, и восстановление реальных денежных доходов населения
не позволят инфляции опуститься ниже целевого коридора в 5,0–7,0% к концу 2018
В среднесрочной перспективе в условиях стабилизации инфляционных ожиданий динамика инфляции будет формироваться в пределах целевого ориентира, который плавно снижается и к концу 2020 установлен на уровне 4,0%», — считают в ЕАБР.
К слову об укреплении тенге – об этом придется забыть. По мнению экспертов, национальная валюта будет дешеветь.
Среднегодовой курс доллара в 2018 году составит 336,1 тенге, при этом по итогам 1 квартала он составил 323,22 тенге. Это значит, что
по прогнозу к концу 2018 года стоимость американской валюты вырастет до 345-350 тенге. Ослабление тенге продолжится
и дальше: в 2019 году – на 6,3% (до среднегодового значения в 357,4 тенге за доллар), в 2020 – 3,6% (370,4%).
При этом рост ВВП по итогам 2018 года составит 3,7%, после чего последует снижение до 2,7% с последующим повышением до 3% в 2020 году.
Драйверами должны стать растущие цены на мировых рынках, стабилизация экономик стран-ключевых партнеров Казахстана,
а также госпрограммы, причем как уже давно реализуемые (вроде программы оздоровления банков), так и еще не начатые (например, «7-20-25»).