Несмотря на то что в апреле тенге и российский рубль заметно ослабли к доллару после новых санкций США, эти негативные факторы не отразились на ускорении инфляционных процессов — по данным официальной статистики.
Как отмечалось в нашем материале «Рост инфляции неизбежен — несмотря на действия Нацбанка», обычно массовое повышение цен на товары и платные услуги для населения не происходит одновременно с ослаблением национальной валюты.
Оно следует несколько позднее, с временным лагом,
по мере того как реакция потребительского рынка приобретает массовые масштабы
В апреле на первых порах практически сразу же на девальвацию рубля и тенге к доллару
отреагировали авиаперевозчики в части тарифов на международные рейсы,
где ценообразование большей частью привязано к американской валюте.
Кроме того, российские СМИ сообщили о грядущем повышении на 5-10% закупочных цен на бытовую технику. Аналитики, в свою очередь, прогнозировали рост цен на автомобили, недвижимость, импортные продукты питания, другие товары и услуги со значительной инвалютной компонентой.
Тогда же говорилось и о том, что
по сравнению с рублем тенге девальвировался за апрель гораздо меньшими темпами
Так, официальный курс доллара в России вырос на 10,8%, приблизившись к отметке в 63,5 рубля. А в Казахстане по итогам утренней сессии на KASE средневзвешенный курс американской валюты прибавил 3,5%, выйдя к началу мая на рубеж почти в 330 тенге.
Как бы то ни было, в центральных банках обеих стран реакция на этот негатив была спокойной, поскольку
апеллировали к снижающимся инфляционным ожиданиям населения и сохранению благоприятной ценовой конъюнктуры
на экспортируемые из Казахстана и России сырьевые товары.
Решение Нацбанка о понижении базовой ставки до 9,25% годовых вопреки повышению годовой инфляции в марте по сравнению с февралем до 6,6% пока не повлекло негативных последствий для потребительских цен.
Более того,
годовая инфляция за апрель даже немного снизилась до 6,5% при росте цен с начала текущего года на 2,2%, а к марту – на 0,4%
Прогнозы аналитиков подтвердились только в части резкого повышения тарифов авиаперевозчиков – они выросли по сравнению с мартом на 6,9%.
Банк России на заседании Совета директоров принял решение о сохранении ключевой ставки на уровне 7,25% годовых, на котором она находится с конца марта.
При этом годовая инфляция за апрель не изменилась и осталась на отметке в 2,4% годовых при росте потребительских цен с начала года на 1,2%, а к марту – на 0,4%.
Прогнозы аналитиков в части роста тарифов на перевозки пассажиров авиатранспортом тоже подтвердились — они выросли на 1,8% в салоне эконом-класса.
Вполне предсказуемо поднялись и расценки на услуги зарубежного туризма. Так, туры на отдых в Испании и Греции, экскурсионные поездки во Францию, Финляндию, а также по городам Европы на автобусе для россиян подорожали на 3,2-3,8%.
При этом аналитики Центробанка прогнозируют, что произошедшее ослабление рубля приведет к более быстрому повышению годовой инфляции до уровня в 4%. Однако они не видят пока рисков превышения этого уровня при нынешних благоприятных внешних условиях.
По их прогнозам, к концу 2018 года годовая инфляция будет в интервале 3–4%, а в 2019 окажется вблизи 4%
Напомним, что по прогнозам Нацбанка, в Казахстане к концу 2018 инфляция будет в коридоре 5-7%, по итогам 2019 года составит порядка 4-6%, а к концу 2020 года и в последующие годы она, как и в России, сложится ближе к 4%.
Пока же разрыв между уровнем базовой ставки Нацбанка и годовой инфляцией в Казахстане гораздо меньше по сравнению с Россией – 2,75% и 4,85% соответственно.
А это, конечно же, делает более выгодными сбережения в соседней стране,
так как они в меньшей степени «съедаются» ростом потребительских цен.
Очередное решение Нацбанка по базовой ставке будет объявлено 4 июня, Центробанка – 15 июня.