Увеличение производства бензина на 10% породило призрачную надежду — цены на топливо если не снизятся, то хотя бы замрут на одном уровне.
Увы, эксперты эту надежду готовы разбить.
Выпуск бензина в январе-апреле 2018 года составил 1121,6 тыс. тонн — это на 10,4% больше, чем в аналогичном периоде 2017 года. В чем причина?
Экономист Магбат Спанов рост выпуска ГСМ связывает с тем, что закончились плановые ремонтные работы на некоторых казахстанских нефтеперерабатывающих заводах.
— В настоящее время идет посевная, поэтому потребность в бензине большая, —
замечает он.
При этом он считает, что
новые НПЗ в Казахстане строить не нужно — это бесполезная трата бюджетных средств
— Мы стоим на пороге прихода новых технологий. Многие заводы уже начали реализовывать планы по выпуску электромобилей. Соответственно, после 2030 года ГСМ в таком объеме и виде может и не нужен будет. Лучше покупать готовый бензин, хоть это будет дороже. Но не дороже, чем взять и затратить несколько миллиардов долларов на завод, который через несколько будет никому не нужен. Разве что у кого-то появится возможность разбогатеть на этом. Строительство ненужных заводов мы уже проходили, не надо это повторять, — убежден он.
Что касается цен на ГСМ, как отмечает Спанов, сегодня они абсолютно не зависят от цены на нефть.
— Вспомним, цена на нефть одно время была больше 100 долларов. И сколько тогда бензин стоил? Чуть больше 40 тенге
Сейчас, при цене 70 долларов за баррель, бензин должен стоить на уровне 30 тенге, ну или в крайнем случае 90-100. Однако стоит он 160 тенге за литр. Очевидно, это лишь доходы олигархических групп, которые владеют нефтяным бизнесом Казахстана. В этом суть всей нашей экономики, где во главу угла ставится доходность финансово-промышленных групп, — говорит Спанов.
По его словам, учитывая, что в рамках ЕАЭС создан единый рынок ГСМ с Россией, цены на автомобильное топливо в Казахстане будут стремиться дорасти до уровня цен в остальных странах.
По словам экономиста Асета Наурызбаева, бензин — это товар с неэластичным спросом: что бы ни происходило, его будут покупать, в отличие от пирожных.
— Насколько мы пониманием поведение наших трейдеров, можно сказать, что
никогда еще снижение цен на оптовом рынке не приводило к снижению цен на розничном
Тем более, эластичность спроса низкая, и стимула снижать цены никакого нет, кроме конкурентной борьбы между оптовыми игроками. Но ведь ее тоже нет. Розница, конечно, может в пределах своей маржи опускаться, но это не из-за того, что нашего бензина стало производиться больше. Сейчас просто вытеснен бензин импортный, но на цену это никак не повлияет.
Если же будет запущена новая схема ценообразования, цены станут просто дикие, ведь они будут отражать любое изменение спроса. У нас была большая доля импортного топлива, и это влияло на формирование цены. У нас идет регулирование цен, и при их повышении на российский бензин, что реально произошло, получилось, ни один трейдер не захотел с ним связываться. Это стало просто невыгодно, — замечает экономист.
Что, по словам Наурызбаева, и привело к дефициту.
— Сейчас доля российского бензина уменьшается, начинают устанавливать директивные цены. Нефтезаводам особо деваться некуда, весь переработанный бензин они отдают на казахстанский рынок. А связь с внешними рынками работает очень плохо. Когда будет запущена рыночная схема ценообразования, наши цены начнут двигаться вслед за российскими. Цена станет более волатильной, зато не будет дефицита. А поскольку министерство энергетики прилагает все усилия, чтобы увеличить внутреннее производство, волатильность будет только снижаться. И это для рынка позитивный сигнал. Я думаю, если будет долгосрочный
Когда Казахстан перестанет покупать бензин из России?
тренд на понижение цены, это позволит розничным торговцам зарабатывать свою маржу, при том что они будут стараться увеличить свою рыночную нишу. А на снижение цены на бензин в Казахстане может повлиять появление новых рыночных игроков, — заключает эксперт.