Если банк выстоит в ближайший месяц, испытание он пройдет, если же нет…
«Банк Астаны» ввел временные ограничения на переводы и изъятия денежных средств. Ограничения будут действовать с 22 апреля по 2 мая 2018 года. Эти события — своего рода эхо критики президента. Он обвинил акционеров трех банков — «Эксимбанка», «Банка Астаны» и Qazaq Banki в плохой работе и предупредил, что государство не будет их «спасать».
По словам экономиста Асета Наурызбаева, эта справедливая критика и вызвала панический отток вкладов. Но столько ликвидных активов в банке нет.
— Вообще, на развитых рынках, в тех странах, где национальные банки занимаются развитием рынков, а не ходят через день жаловаться президенту на жизнь, существует инструментарий для быстрого превращения неликвидных активов в ликвидные. То есть
банки могут заложить свой портфель, а регулятор взамен дает необходимый объем наличности
Потом заложенный портфель банки выкупают. У нас, к сожалению, такие механизмы не работают. Банку остается только продавать свои кредиты, но если делать это в срочном порядке, то с большим дисконтом. Все зависит теперь от того, даст ли Нацбанк кредит банку, это сугубо его решение. Так что сейчас
судьба «Банка Астаны» исключительно в руках Нацбанка,
— отмечает он.
Стоит подчеркнуть, что в настоящее время «Банк Астаны» ведет переговоры с Нацбанком о предоставлении экстренного займа для погашения обязательств перед вкладчиками.
Наурызбаев добавляет, что ситуация с «оздоровлением» банков, которая произошла в 2017 году, носила несколько другой характер. Те банки оказались реально неплатежеспособными.
— Что касается «Банка Астаны», он все исполнял. И надо понимать, что отток вкладов оттуда вызван исключительно критикой. При нормальной ситуации банк продолжал бы исполнять свои обязательства. Я считаю, что негативное внимание на этот банк обратил именно Нацбанк. Какая была на то причина — не знаю. Но во всяком случае,
когда высшее руководство говорит о проблемах в банках, это ситуация экстраординарная
Люди, принимающие решения, никогда публично не озвучивают проблемы банков, потому что это приводит к немедленному банкротству.
— Обычно нацбанки позволяют себе проводить среди банков стресс-тесты, и то результаты публикуются максимально мягко. Кстати говоря, исходя из открытых данных по отчетностям «Эксимбанка», «Банка Астаны», Qazaq Banki, у них относительно неплохие кредитные портфели — просроченные кредиты в пределах 10%, — замечает экономист.
Экономист Рустем Жансеитов затрудняется прогнозировать, сколько продлится паника, связанная с «Банком Астаны». Вполне возможно, что
если критическое число вкладчиков изымет свои деньги, для банка это чревато
— Вокруг Qazaq Banki такой нервозной ситуации пока не наблюдается. Думаю, это связано с тем, что он меньше работает с населением, да и объемы у него тоже поменьше.
Хотя уже сегодня там произошли кое-какие кадровые изменения. Возможно, недовольство в отношении него связано с менеджментом. «Эксимбанк» тоже по большей части работает с юрлицами, — отмечает Жансеитов.
По его мнению, ситуация с «Банком Астаны» будет зависеть от дальнейшей реакции населения:
если банк выстоит в ближайший месяц, испытание он пройдет. А если ситуация ухудшится, то вполне может дойти и до ликвидации
— Хотя, возможно, грядет какое-то укрупнение, а сделанные заявления — сигнал к объединению или иным действиям. В настоящее время, когда у населения низкие доходы, легче выживать крупным банкам. Мы в этом можем убедиться на примере «Народного», который поглотил «Казком», хотя это было и не совсем выгодно. Думаю, что в ситуации с «Банком Астаны» присутствует столкновение чьих-то интересов.
Возможно, стоит задача оставить в стране только 5-6 крупных банков
Думаю, мы многого не знаем. Возможно, сейчас на каких-то уровнях происходит обсуждение касательно того, что будет дальше с Эксимбанком», «Банком Астаны» и Qazaq Banki, — говорит экономист.
Жансеитов также отмечает, что в будущем вполне
возможен передел банковского рынка, а именно — приход крупных российских игроков
И ситуация с «Банком Астаны» может быть как-то с этим связана.
— Россия сейчас под санкциями, многие компании, включая банки, ищут возможности подработать там, где для этого есть хоть какая-то возможность.
Банки по-разному отреагировали на критику Акорды
Заходя на наш рынок, российские компании обычно начинают жестко демпинговать. И примерно через год, когда местные конкуренты, не выдержав такого темпа, начинают разоряться, «россияне» потихоньку поднимают цены. Такие сценарии могут проявится и банковской сфере.
Увы, это еще один момент негативного влияния ЕАЭС,
— заключает Жансеитов.