На прошлой неделе в Брюсселе состоялся форум оппозиции «Новый Казахстан», куда в полном составе прибыли национально ориентированные лидеры общественного мнения. Кто же является интересантом слета казахстанской оппозиции? Версий немало.
Брюссельский форум оброс массой толкований, слухов, взаимных обвинений и скандалами. Основная часть дискуссий развернулась вокруг того, кто, какие силы являются истинными выгодополучателями брюссельского мероприятия, пишет «Содружество».
Однако помимо поиска «кукловода» любопытным, на наш взгляд, является персональный состав участников форума, который свидетельствуют об изменениях в биоразнообразии казахстанской оппозиции.
И изменения эти не только поколенческие, но и идеологические. Примечательно, что
в Брюссель не была приглашена старая добрая теплая ламповая казахстанская оппозиция
в лице Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП).
Практически
в полном составе прибыли национально ориентированные лидеры общественного мнения – Айдос Сарым, Дос Кушим, Расул Жумалы, Серикжан Мамбеталин
Таким образом, при создании нового оппозиционного бренда произошло сращение оппозиционной и национал-патриотической повестки.
На это обратил внимание казахстанский политолог Марат Шибутов, который написал следующее:
«Весь 2017 год ездить в составе информационно-пропагандистской группы по разъяснению президентской программы «Рухани Жангыру», а в 2018 году ехать в Брюссель «создавать новую оппозицию». Как тебе такое, Илон Маск?».
Очевидно, что политолог намекал на представителей национал-патриотического спектра общественной мысли, принявших участие в брюссельском слете.
Казахстанский политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев в интервью интернет-газете Zona.kz предположил, что новый
проект может быть интересен властям — чтобы сформировать пул переговорщиков на случай возникновения протестов и кризисов
«Элите нужна оппозиция как посредник между ней и народом. Потому что когда наступит какой-нибудь «час икс» и критический момент, к кому бежать, кого звать? Если вспомните 2016 год, когда прошли земельные митинги и власть столкнулась не с какими-то оппозиционными партиями, а с выплеском народного гнева…
К кому потом она обратилась? Обратилась к тем же представителям национально-патриотического спектра, к той же ОСДП и гражданским активистам, которых они смогли усадить за стол.
Потому что надо было спасать ситуацию. За счет кого? Между тем сейчас активных персон, которые могут быть такими посредниками, становится все меньше и меньше», — констатирует политолог.
Таким образом, создание нового проекта на оппозиционном поле в том формате, который был заявлен в Брюсселе,
помогло бы немногочисленным уцелевшим оппозиционным кадрам не зачахнуть и не сгинуть в забытьи
«Если форум продолжит свою работу, в принципе, это хорошая тенденция. Она дает возможность той прежней оппозиции, которая была активна, но в силу тех или иных обстоятельств оказалась вытеснена, получить новое дыхание и проявить себя.
И плюс, как мы видим, идет объединение разных поколений – в основном представителей либеральных и национально-патриотических взглядов, идей и ценностей», — говорит Чеботарев.
Казахстанский общественный деятель Петр Своик в интервью той же интернет-газете Zonakz указал в качестве интересанта брюссельского слета казахстанской оппозиции Евросоюз.
Отметим, что в рамках форума состоялось несколько встреч с депутатами Европарламента
По мнению Своика, у Брюсселя есть заинтересованность в контактах с казахстанской оппозицией ввиду отсутствия взаимопонимания с Москвой. Это во многом объясняет, почему среди участников форума преобладали общественные деятели национал-патриотического спектра и противники участия Казахстана в евразийских интеграционных проектах.
Привлечение оппозиции РК с антиевразийскими взглядами могло бы быть частью долгосрочной политики Брюсселя
Примечательно, организаторы и участники форума подчеркивали, что на мероприятии не шла речь о создании политического движения или объединения, оппозиционного действующему казахстанскому президенту.
«…Эти люди едины во мнении, что гражданскому обществу для того чтобы пройти транзитный период без хаоса, нужен инструмент. Этот инструмент — конституция. И мы собрали форум для ее обсуждения», — подчеркнул в интервью Deutsche Welle руководитель «Загранбюро казахстанской оппозиции» Серик Медетбеков.
…Остается только гадать, о какой преемственности поколений там много говорили на форуме, поскольку возрастной разрыв между его участниками составляет максимум 10-15 лет. К молодому поколению можно отнести разве что лидера республиканского движения «Болашак» Даурена Бабамуратова.
И само движение, и его глава известны своими неоднозначными и крайне консервативными взглядами
В 2014 году на волне скандала вокруг алматинского гей-клуба «Студия 69» Бабамуратов обращался к депутатам мажилиса
с требованием принять закон «О запрете пропаганды ЛГБТ в Казахстане»,
который никак не коррелируется с ценностями Евросоюза и Европарламента, с представителями которого встречались участники брюссельского мероприятия.
Также республиканское движение
стояло за созданием такого любопытного объединения, как союз девственниц Казахстана
Впрочем, появление в качестве преемника традиций казахстанской оппозиции столь заядлого «уятмена» довольно симптоматично.
Важно уяснить: идет ли речь о том, что в национал-патриотической среде усиливаются протестные настроения, или о том, что это оппозиция дрейфует в сторону национал-патриотической идеологии?
Судя по расплывчатым заявлениям, которыми увенчался форум «Новый Казахстан», речь идет о втором сценарии. Национал-популистская риторика, как прикладной инструмент построения диалога с массами на случай протестов и общественных кризисов, все больше задвигает на второй план «профессиональную» оппозицию.
Которая, в свою очередь, опирается на принципы партийного строительства, создания организационной структуры, необходимости разработки плана социально-экономических реформ. К чему приведет такая примитивизация – догадаться несложно.
Хотите написать комментарий? Поделитесь своим мнением с другими на страничке в Facebook