Казахстанцы перестали экономить на автомобилях: в 1 квартале 2018 года на покупку новых авто было потрачено 265,5 млн долларов – на 44,8% выше показателей годичной давности. Но эти цифры лишь маскируют проблемы отрасли.
По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», по итогам января-марта официальные дилеры продали 11 281 автомобиль, что на 49% выше результата годичной давности.
Динамика роста продаж в 1,5 раза прослеживалась на протяжении всех месяцев. К примеру, в марте 2018 года было продано 4086 единиц автотранспорта, годом ранее объем продаж составил около 2700 единиц.
Доля продукции отечественного автопрома в сбыте продолжается увеличиваться
По итогам квартала было продано 5 147 авто казахстанской сборки, что составляет 45,6% общего объема. Оставшиеся 6 134 единицы – импортированные автомобили.
Вместе с ростом продаж увеличивается и объем потраченных на автомобили средств, хотя и меньшими темпами. В первом квартале салоны продали автомобилей на 265,5 млн долларов (в марте – 95,5%). Это на 44,8% выше аналогичного показателя 2017 года (37,6% по марту). Данные свидетельствует о том, что
казахстанцы хоть и увеличили спрос, однако растет он за счет более дешевых, чем годом ранее, моделей
Это подтверждает и рейтинг самых востребованных автомобилей. По итогам первого квартала 2018 года наибольшим спросом пользовались:
На все эти модели отмечен взрывной рост спроса (в случае с Granta продажи выросли более чем вдвое), что играет важную роль в условиях ограниченного казахстанского рынка.
Годом ранее лидерство уверенно держала Toyota Camry, которая сейчас находится лишь на 4 месте: продажи этой модели растут медленнее рынка (706 против 566 годом ранее).
Продажи еще двух хитовых моделей Toyota упали: продажи Rav4 снизились с 372 до 299, а Land Cruiser 200 – с 223 до 186. Но
любовь к дорогому Prado у казахстанцев только растет:
в первом квартале 2018 года продано 390 единиц против 155 за аналогичный период 2017 года.
Но это скорее исключение, чем правило. Спрос в Казахстане нашли относительно бюджетные Ravon R4 (434 ед.), Lada Vesta (378 ед.), Lada XRAY (225 ед.), тогда как куда более дорогие Lexus LX и Nissan X-Trail выбыли из числа 20 самых продаваемых моделей.
Нынешний рост продаж новых автомобилей может ввести в заблуждение, но у казахстанцев не стало в 1,5 раза больше средств. Кризис в отрасли не окончился, а производители далеки от докризисных показателей. Высокие темпы роста объясняются низкой базой: в 1 квартале 2017 года продажи относительно января-марта 2016 упали на 28,2% (данные КазАвтоПрома).
Сейчас рынок лишь вернулся к показателям 2-летней давности, при том, что в 2016 продажи также стремительно падали. То есть
рынок новых автомобилей в Казахстане не растет, а восстанавливается до уровня времен расцвета девальвации
– о докризисных продажах дилеры пока только мечтают.
На вторичном рынке также не самая радужная ситуация. В течение января-марта органы адмполиции поставили на учет 284 649 автотранспортных средств, что на 13,6% выше аналогичного показателя 2017 года.
Из них 269 353 единиц пришлось на вторичную регистрацию техники, из которых:
На бумаге все красиво: продажи новых авто выросли в 1,5 раза, вторичный рынок активен, отечественная продукция близка к тому, чтобы забрать половину рынка. По факту, отказ от Toyota и Lexus в пользу Ravon и Lada совсем не означает, что кризис в отрасли прошел.