Подчиненные Данияра Акишева донельзя зашифровали сведения о купле-продаже наличной инвалюты в январе. Хотя главный банкир страны провозгласил принцип информационной открытости одним из главных приоритетов в деятельности Нацбанка.
Ранее ежемесячные сводки на эту тему выглядели вполне логично, упрощая аналитикам выстраивать длинные временные ряды.
Они позволяли прогнозировать изменения обменного курса тенге к доллару, появление на рынке очередной волны ажитажного спроса на инвалюту и другие тенденции (прим. ред. — к примеру, «Валютный рынок разогревается: покупка доллара растет»).
В Нацбанке данные по рынку иностранной наличности выкладывались в абсолютном выражении по объемам покупки и продажи обменными пунктами 5 ключевых валют – доллару США, евро, российскому рублю, британскому фунту стерлингов и китайскому юаню (в соответствующем эквиваленте).
Поэтому сравнивать эти данные по времени было удобно, ведь они не зависели от того, как изменился обменный курс тенге.
Теперь в Нацбанке без каких-либо предупреждений и объяснений со стороны его руководства
решили отказаться от публикации ежемесячных сведений по рынку наличной инвалюты
в соответствующих валютных эквивалентах.
Данные по этому рынку за январь выложены исключительно в тенговом выражении. Более того,
не приводятся сведения об объемах покупки и продажи каждой из инвалют, указывается лишь разница между ними!
Во время обсуждения в соцсети Facebook этого «статистического сюрприза» советник председателя Нацбанка Айдархан Кусаинов пояснил, что за решением регулятора публиковать данные по рынку наличной инвалюты стоит объективная экономическая логика.
По его мнению, «данные в иностранных валютах не имели экономического и практического смысла». А сам он, как выясняется, раньше «парился в тенге суммы искать – переводить».
Тем же аналитикам, кто предпочитает вести статистику как прежде (то есть в эквивалентах соответствующих валют), г-н Кусаинов предложил использовать сведения статистического бюллетеня Нацбанка и средние значения обменных курсов за изучаемые периоды.
В ответ другой известный эксперт Саян Комбаров вполне обоснованно возразил, что по данным в инвалюте можно прогнозировать обменный курс. Он также справедливо заметил, что
пересчет из тенгового эквивалента по средневзвешенному курсу не даст точные объемы продаж и покупки
по каждой конкретной валюте.
Напомним читателям, что ранее и на Казахстанской фондовой бирже (KASE), контролируемой Нацбанком, столь же неожиданно и без особых объяснений отказались от публикации своих месячных данных в долларовом эквиваленте.
В обсуждении в Facebook на эту тему зампредседателя правления KASE Андрей Цалюк заверил, что
шаг этот сознательный, но никак не связан с сокрытием от клиентов, экспертов и общественности информации
С его слов, все дело в политике дедолларизации, проводимой регулятором, поэтому и на бирже совершенно сознательно был убран долларовый эквивалент из статистики, за исключением обобщающей статистики по всем секторам KASE.
Но в перспективе он пообещал, что
на англоязычной версии сайта биржи все же будут публиковаться сведения в американской валюте
И, как выясняется, свое слово ветеран биржи сдержал – на сайте KASE в этой версии опубликованы январские данные в долларах.
А вот на англоязычной версии сайта Нацбанка его иностранные пользователи, включая и участников международного финансового центра «Астана», вряд ли обрадуются тому, что и здесь данные по рынку наличной инвалюты за январь приведены в описанном выше нелепом формате!
Если же по совету г-на Кусаинова они отправятся изучать выпускаемый регулятором статистический бюллетень, там с удивлением обнаружат, что
в этом издании данные о покупке/продаже наличной валюты отсутствуют вообще
Там (по крайней мере, в последнем номере за 2017 год) сообщаются сведения об операциях на KASE и сделках между банками-резидентами.
Также есть информация о средних значениях обменных курсов, данные о ввозе и вывозе наличной инвалюты банками второго уровня и количестве обменных пунктов. Вот и все!
Где Нацбанк теперь держит данные по рынку наличной валюты в прежнем, более логичном формате, и
для чего регулятору нужно фактически скрывать статистику, остается непонятным
Операции по покупке(-)/продаже(+) наличной иностранной валюты обменными пунктами, нетто, млн тенге.
Источник — Национальный банк РК
Purchase (-)/sales (+) of foreign currency by exchange offices, net operations, mln tenge