Около 30 тысяч тенге в месяц тратят педагоги на бумагу и прочие мелочи, необходимые для внедрения новшеств минфина. А если еще посчитать часы…
Уже очевидно для всех: внедрение системы «Кунделiк» и СОР в школах требуют от учителей не только дополнительных часов внеурочной работы, но и затрат из собственного кошелька. В редакцию обратилась педагог с 35-летним стажем — она подсчитала, сколько времени тратит на «Кунделiк». Личного времени.
— Я историк и по требованию обязана в одной четверти проводить 4 СОРа по истории Казахстана и 3 — по всемирной. Классов у меня 6, в каждом сидят по 35 учащихся.
Проверка и выставление только по одному СОРу и забивание баллов в «Кунделик» занимает до 3 часов!
Итого — минимум 21 час переработки за одну четверть, почти 3 рабочих дня! Но ни копейки нам государство не доплачивает.
Учителя в Казахстане должны получать 1000 долларов — эксперты
Немного поясним. Сейчас вместо оценок введено суммативное оценивание, при котором учитель не может никаким образом повлиять на оценки. После прохождения раздела происходит суммативное оценивание в баллах за раздел (СОР). К примеру, в 1 классе предполагается пройти 3 раздела, по окончании каждого будет проводиться СОР. Затем идет суммативное оценивание четверти — СОЧ.
Далее, «Кунделiк» вынуждает учителей на свою небольшую зарплату покупать недешевые смартфоны — чтобы была возможность в любое время и в любом месте вбивать данные в систему, так как Интернета в школе нет.
Еще один педагог из сельской школы на условиях анонимности рассказал нам о затратах на бумагу. По ее словам, с сентября 2017 года ей уже пришлось купить 8 пачек офисной бумаги. За свой счет.
— И я еще экономлю! Мой сын берет где-то в городе оптом по 990 тенге за пачку, а в сельской местности, где я работаю, пачка бумаги стоит 1500 тенге. Принтер тоже купила за свой счет — 35 тыс. тенге. На заправку картриджей в год уходит от 3000 до 5000 тенге. В общем,
треть оклада в месяц стабильно уходит. А он у меня составляет 86 тыс. тенге
Замечу, что у меня стаж 30 лет, у других зарплата и того меньше. Но им нужно делать то же самое, — рассказывает педагог.
Напомним, с января 2018 года должностной оклад некоторым учителям поднимут на 30%. Будет на что бумагу купить?
В пресс-службе министерства образования нам сообщили, что деньги на канцелярские принадлежности в школы государством выделяются.
— Деньги из республиканского бюджета выделяются местным исполнительным органам в населенных пунктах
на образование, содержание, ремонт и так далее. А местные исполнительные органы уже непосредственно выделяют их школам. И если вы столкнулись с такой проблемой в конкретной школе — пожалуйста, обратитесь в управление образования, — рекомендует представитель минобразования.
По ее словам, на сегодняшний день перегруженным школами остается Алматы, а также южный регион страны. Соответственно сложности с финансированием там могут возникнуть, в небольших же городах эти проблемы решаются проще. Она предлагает учителям в случае нехватки канцелярских принадлежностей в школах обращаться в местные исполнительные органы.
Однако, по словам учителя, вынужденного покупать бумагу за свой счет,
обращаться куда-то не только бесполезно, но и опасно —
за это можно получить выговор, быть пониженным в квалификации после очередной аттестации, а то и вовсе лишиться работы. Поэтому никто и не жалуется…
По мнению политолога Замира Каражанова, нужно проводить ревизию в школах, ведь приведенные расчеты — не исключительные, это повсеместная практика.
— Обязаловка покупать канцелярские принадлежности и технику за свой счет противозаконна.
Работодатель должен обеспечивать сотрудников всеми необходимыми инструментами
для того, чтобы он занимался своей профессиональной деятельностью. То, что учителя боятся возразить в случаях принуждения, это факт. Их некому защитить в нашей стране, нет нормальной системы профсоюзов, — говорит Каражанов.
Он убежден, что пласт бюрократической работы, который ложится на плечи учителей, приводит к тому, что у педагогов не остается времени полноценно заниматься учениками. Парадоксально, но образование деградирует отчасти благодаря непродуманным реформам. Остается только гадать, к каким мыслям подталкивают учителей внеплановые личные расходы.
Другой политолог, Султанбек Султангалиев, по отношению к этим реформам настроен более категорично:
— К объективно насущным и актуальным проблемам современного казахстанского школьного образования «Кунделик» не имеет никакого отношения. Только добавляет хлопот учителям.
Я предложил бы работникам министерства образования и науки самим поработать на полставки в общеобразовательных учреждениях простыми учителями-предметниками
Абсолютно уверен, что после первых трех месяцев подобного эксперимента ситуация с бумажной и электронной документацией изменилась бы в лучшую сторону, — заключает он.