Современных алкоголиков трудно назвать гурманами, но поверьте — они просто дети в сравнении с их «старшими товарищами», которые при отсутствии финансов умудрялись пить совершенно дикие напитки.
Именуемый с любовью «Борисом Федоровичем», клей «БФ» часто становился объектом повышенного алкогольного внимания тех, кто работал в цехах, где он часто и в больших количествах использовался. Являющийся по сути фенолформальдегидной смолой, растворенной в ацетоне, хлороформе или, что самое главное, этиловом спирте, клей «БФ» местные кулибины быстро научились «расщеплять» на компоненты. Для этого в некоторый объем клея сыпалась соль и вводилась вращающаяся палка, на которую смола через какое-то время полностью наматывалась, отделяясь от спирта. Насколько «прекрасным» этот способ «очистки» был, свидетельствует огромное число слепых друзей «Бориса Федоровича».
Еще одним техническим расходным материалом, который в больших количествах использовался для вхождения в алкогольный транс, являлась так называемая «тормозуха». О способе ее употребления широкой общественности в 90-х с экранов рассказал ныне покойный сатирик Михаил Задорнов. Но о том, что «тяжелые фракции» оседают на холодном металле, многие знали и намного раньше. Так и лили тормозную жидкость по замерзшей на зимней стуже рельсе (или ломике), ожидая получить на выходе очищенный холодом спирт. Что делали летом, неизвестно. Скорее всего, пили просто так, «закусывая» молитвой во здравие.
Прародителем знаменитой «табуретовки» из романа Ильфа и Петрова на самом деле был обычный столярный клей, для производства которого использовались органические отходы вроде кожи, сухожилий и костей животных. Получаемый в виде твердого полуфабриката, но в больших количествах, клей прямо на заводах замачивали в воде и ждали, пока эта жижа забродит, чтобы потом не менее хитрыми способами получить самогон. Шотландским винокурням такое и не снилось!
Чтобы народ не травился техническим денатурированным спиртом, производители часто подкрашивали его, но в итоге лишь усугубляли ситуацию. Чаще всего «спиртоманы» пытались разными способами очистить денатурат, но когда было совсем невмоготу, пили прямо в «сыром» виде, рискуя проснуться с утра с тяжелым перегаром… если повезет, или слепыми… если везение закончилось.
Чуть более безопасной считалась так называемая «водка сучок» — гидролизный спирт, получаемый из древесины, осахаренной соответствующим методом. То, что от этого пойла не умирают, было правдой лишь отчасти, так как исследования на мышах показали полное вырождение потомства у «гидролизных» экземпляров через несколько поколений. Ну хотя бы люди не слепли, и на том спасибо.
Легендарная «Секунда», использовавшаяся в равной степени для мытья окон и празднования этого замечательного события, имела не такой острый аромат, чем снискала популярность у нещепетильных в отношении алкоголя граждан. Правда, употреблять ее долго не удавалось никому — острый панкреатит и слепота от метилового спирта в составе быстро подкашивали поклонников голубоватой жидкости.
Высокое содержание спирта, наличие приятного по сравнению с техническими жидкостями аромата и, как следствие, «благородного перегара» делало одеколоны элитой среди всякой дряни, употребляемой для опьянения. «Тройной» одеколон и лосьон «Огуречный», которые в определенных кругах были известны не меньше, чем водка «Столичная» у иностранцев, хоть и не «косили» народ пачками, но к проблемам с ЖКТ приводили на раз-два.
Являясь по сути лишь главным компонентом для производства более крепкого алкоголя, брага сама по себе также содержит алкоголь, что для многих становилось главным аргументом не ждать и не заморачиваться с перегонкой. Из великого множества рецептов браги хорошо зарекомендовал себя самый простой, в котором, кроме сахара, воды и дрожжей, использовалось лишь тепло. Специфический запах готового продукта с разным успехом скрывали как могли, но в торжественный момент дегустации амбре могло разноситься по всему подъезду.
Появившиеся в массовой продаже в перестроечное время различные настойки на спиртовой основе мгновенно завоевали сердца алкоголиков по всему Советскому Союзу. С нескольких флаконов корвалола или пустырника — больше в одни руки в аптеках кому попало попросту не давали — многие напивались так, что хватало на пару часов, то есть как раз, чтобы немного побалдеть и дойти до следующей точки. А вот настойку календулы, отличить которую от других легко можно было по характерному запаху экскрементов, вливали в технические спирты, чтобы хоть немного сбить химические запахи перед употреблением внутрь.
Современные «Ягуары» и «Джин-тоники», которые не устают ругать за обилие Е-красителей в составе, не идут ни в какое сравнение с коктейлями, описанными в культовом произведении «Москва-Петушки». Автор, а по совместительству и главный герой поэмы Венедикт Ерофеев нашептал через самиздат советским читателям столько рецептов, что хватило бы на солидную коктейльную карту для бара в советском стиле. Ну, например, коктейль «Сучий потрох», признанный самим автором «последним и наилучшим», предлагается готовить из 100 г «Жигулевского» пива, 30 г шампуня «Садко-богатый гость», 70 г резоля против перхоти, 30 г средства от потливости ног и 20 г дезинсекталя против насекомых.
Привожу цитату, которая лучше всего характеризовала последствия употребления этого коктейля:
«Пейте его с появлением первой звезды большими глотками. Уже после двух бокалов этого коктейля человек становится настолько одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса с полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет».