Чтобы достичь новых высот в космосе, Казахстану стоит подумать о сотрудничестве с Узбекистаном в этой отрасли, а не нацеливаться на конкуренцию.
Шаги Шавката Мирзиёева по развитию космических исследований и технологий могут привести к тому, что рано или поздно Узбекистан захватит «пальму первенства» в этой отрасли, обогнав Казахстан. По мнению Александра Серебрянского, заведующего отделом наблюдательной астрофизики института имени Фесенкова, в данном случае все зависит от основного ресурса государства — человеческого капитала. Сегодня в космической отрасли Казахстана идет утечка молодых кадров.
В Узбекистане же стали удерживать талантливых специалистов
— Интеллект сейчас на вес золота, молодые кадры очень ценятся. И в Казахстане талантливой молодежи предостаточно, мы страна молодая. В Узбекистане в ситуация еще лучше — население больше, и средний возраст 23,5 года. Сам
Мирзиёев — человек очень деловой и обычно доводит все до конца
То, что он создал рабочую комиссию для подготовки предложений по развитию космических исследований, говорит о многом. Некоторых членов комиссии я знаю лично — это очень грамотные и деловые специалисты. Кроме того, в Узбекистане ежегодно проходит космическая школа для молодежи. И если сейчас правительство увеличит вливание денег в науку, это станет большим толчком. Конечно, думаю, что за год или даже за три они нас не обгонят, но если мы будем стоять на месте, рано или поздно это случится. Узбекистан сейчас двигается хорошими темпами. А вообще, нам с ними не конкурировать надо, а работать вместе, — считает Серебрянский.
При этом, по его словам,
несколько лет назад ситуация в космической сфере Узбекистана была хуже, поэтому специалисты уезжали работать в Казахстан
И Серебрянский оказался в их числе.
— У них и сейчас уровень ниже, но улучшения видны. В Казахстане же на сегодняшний день
Почему-то
все думают, что науке нужны большие деньги, хотя на самом деле речь идет о сумме, которая у государства уже есть
— это доля от ВВП. И в Казахстане от этой доли на науку тратится сегодня лишь 0,28%. Хотя инновации начинаются только тогда, когда затрачивается 2% и выше от ВВП, — отмечает он. Хотя, по его словам, пока на научную деятельность в Узбекистане выделяется все же меньше средств. К тому же, у нас есть Байконур, что позволяет Казахстану лидировать в космической отрасли ЦА.
На минувшей неделе в Казахстане разразился скандал с распределением грантов среди ученых. Часть из них заявила, что проекты, получившие наивысшие оценки экспертизы, остались в стороне, гранты же отдали проектам ученых… которые проводили экспертизу. Разбирательство еще не закончено — ждут ответа от Генпрокуратуры.
Ученые «Казкосмоса» — Генпрокуратуре: «Науку в Казахстане осознанно разрушают»
По мнению Александра Серебрянского, это может иметь негативные последствия для развития казахстанской науки, в том числе и в космической области, ведь разочарованные ученые начнут покидать страну.
— Нельзя не подчеркнуть, что
в Казахстане иногда целое направление зависит от одного человека
И если он решает уйти, вместе с ним исчезает и направление. А если группа ученых распадается, собрать ее потом весьма непросто — люди уходят в другие сферы. Поэтому заверения ННС, что ничего страшного с распределением грантов не произошло, ошибочны. Возмущенные несправедливостью ученые к моменту завершения разбирательств могут уволиться и перейти работать в другое место. И не исключено, что за рубежом, — заключает ученый.
По словам Серебрянского, малое финансирование науки приводит к спорам о том, кто же действительно достоин гранта. И спорить об этом можно бесконечно, доказывая, какое направление для Казахстана является приоритетным.